В Екатеринбурге суд встал на сторону заемщика, "запутавшегося" в кредитных отношениях с банком, известным своей агрессивной рекламой. Письма с кредитными предложениями обнаруживало в своих почтовых ящиках подавляющее большинство россиян.
Три года назад принять "заманчивое" предложение екатеринбуржца Романа Волченко вынудила крайняя необходимость: тяжело заболела жена.
- Нужда заставила, - объясняет он. - Я оформлял кредит в очень нервозной обстановке, так что разобраться в мелком шрифте времени не было.
Совсем мелким шрифтом в договоре оговаривалась оплата множества комиссий. Банк назначил платежи за предоставление кредита (1,7 процента в месяц), за обслуживание лимита овердрафта (1,5 процента ежемесячно), за внесение наличных в кассу и даже за получение почтовых извещений (от 50 до 80 рублей). Кроме того, банк обязал заемщика заключить договор страхования с определенным страховщиком на 9 тысяч рублей.
В результате через два года екатеринбуржец остался вдовцом с маленькой дочерью на руках и долгом в 100 тысяч рублей - в два раза больше взятой в кредит суммы. Он направил несколько претензий банку, однако никакого ответа не получил.
Отстоять свои права в суде заемщику помог областной Роспотребнадзор. Суд счел необоснованными доводы банка об истечении срока исковой давности, а также о том, что никто не заставлял заемщика подписывать кабальный договор. Да, принуждения не было, но мелкий шрифт существенно затруднил понимание условий договора. А срок не истек, поскольку кредитные отношения все еще продолжаются, и банк назойливо требует денег, исправно взимая комиссию за каждое почтовое извещение. Также суд признал незаконным навязывание услуг определенной страховой компании и назначение "по своему хотению" комиссионных.
- По федеральному закону все комиссионные платежи должны входить в процентную ставку, - поясняет Елена Митрофанова, начальник отдела областного Роспотребнадзора.
По решению суда банк вернет переплаченные суммы заемщику да еще выплатит ему пять тысяч рублей в компенсацию морального вреда и 15 тысяч как неустойку за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя - всего около 68 тысяч рублей. С помощью этих средств Роман надеется рассчитаться с банком окончательно.
В Роспотребнадзоре напоминают, что екатеринбуржец подписывал типовой договор - так что шансы вернуть переплаченные деньги есть у каждого клиента данного банка. В областное управление уже обратились несколько сотен таких потерпевших.
Кстати
В Роспотребнадзоре напоминают, что екатеринбуржец подписывал типовой договор - так что шансы вернуть переплаченные деньги есть у каждого клиента данного банка. В областное управление уже обратились несколько сотен таких потерпевших.