Вчера известные правоведы представили в Госдуме законопроект, значительно смягчающий Уголовный кодекс по отношению к предпринимателям.
Предлагается пустить под нож около полутора десятков статей, среди них "незаконное предпринимательство", "злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" и даже - вот уж действительно неожиданность - "контрабанда". Правда, последней грозит не полное уничтожение, а лишь урезание лишних, по мнению авторов идеи, частей.
А правоохранителям надо запретить толковать нормы шире, чем они есть. Такие инициативы обсуждались вчера на "круглом столе" в Государственной Думе, посвященном модернизации уголовного законодательства в экономической сфере. Вел дискуссию первый зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. По его словам, сегодня правовая обстановка ограничивает свободу действий в экономической сфере и реально тормозит экономическое развитие страны.
- В год бюджет тратит на содержание системы исполнения наказаний порядка 159 миллиардов рублей, - сказал Владимир Груздев. - Сумма не включает в себя бюджетные расходы на правоохранительные органы и суды. Однако если мы посмотрим структуру лиц, отбывающих наказание с лишением свободы, то мы обнаружим весьма значительное число тех, кто попал за решетку, например, по пресловутой 171-й статье УК (незаконное предпринимательство).
Какова необходимость держать этих людей в местах лишения свободы, содержать за бюджетный счет? На этот вопрос никто из ведущих правоведов не дал ответа. А ведь собрание было более чем представительным. Помимо руководителей профильных комитетов Госдумы, за "круглым столом" собрались первый зампред Верховного суда России в отставке Владимир Радченко, зампред Верховного суда в отставке Виктор Жуйков, известный адвокат Генри Резник. Список далеко не полный.
Эти уважаемые эксперты вошли в группу, которая разработала законопроект. Как сказал Владимир Радченко, по оценкам авторов документа, каждый пятый бизнесмен, который рискнул начать дело, оказался привлеченным к уголовной ответственности.
Между тем, общество и государство не должны жить по пресловутому принципу "любая инициатива наказуема". Владимир Радченко привел пример некоего фермера из Ставропольского края, занявшегося переработкой свалки. Он брал у людей то, что они и так собирались выбросить. Поскольку дело новое, кто и как должен был лицензировать его, не понятно. А когда прибыль достигла 1,5 миллиона рублей, правоохранители возбудили против него дело за незаконное предпринимательство. Спрашивается, кто от этого выиграл?
В прошлом году впервые за много лет количество индивидуальных предпринимателей, свернувших работу, превысило число действующих "частников-единоличников". Нет ли в том "заслуги" и силовиков?
По словам Владимира Радченко, беда в том, что в нынешний Уголовный кодекс во многом перекочевали советские подходы, когда за спекуляцию сажали так же, как за убийство. Среди предложений законопроекта: распространить уголовную ответственность за легализацию доходов только за отмывание денег, полученных от изначального криминального бизнеса.
Также предлагается исключить часть первую статьи "Контрабанда", так как перемещение без декларирования товаров через таможенную границу попадает под обычное уклонение от платежей. На то есть отдельная статья. Вчера звучали идеи провести экономическую амнистию для предпринимателей.