Сегодня гостем "Делового завтрака" "Российской газеты" был художественный руководитель санкт-петербургского Александринского театра и художественный руководитель и директор московского Центра им. Всеволода Мейерхольда Валерий Фокин.
В феврале театральная общественность сразу двух столиц готовит ему поздравления с 65-летием, но вопросы режиссер, народный артист России, лауреат четырех Госпремий, обладатель двух орденов За заслуги перед Отечеством IV и III степеней, член президиума совета по культуре и искусству при Президенте России и заслуженный деятель культуры Польши предпочел отнюдь не юбилейные. По какому сценарию могут развиваться отношения московских театров с новыми городскими властями? Чем грозит всей российской театральной культуры закон № 83? Возможно ли успешное скрещивание живого репертуарного театра с виртуальной реальностью Интернета, и каким образом это произойдет в новом строящемся театральном комплексе Александринского театра, - лишь некоторые темы из беседы, полный текст которой в ближайшее время выйдет в "Российской газете".
Российская газета: Валерий Владимирович, фундамент новой сцены Александринки уже заложен?
Валерий Фокин: Из фундамента мы уже вышли и "полезли" наверх. Стены пока еще не стоят. Там надо аккуратно строить - это район Фонтанки, город же на воде, и в этом плане - опасный... А сама идея театрального комплекса - трехсоставляющая. Во-первых, это новая сцена - через площадь, на расстоянии пяти-семи минут от основного здания Александринского театра. Но не просто отдельная сцена, хотя она будет технически абсолютно совершенная. Во-вторых, предполагается, что будет выстроена театральная школа, что очень важно, поскольку в Петербурге кроме театральной академии других театральных учебных заведений нет. И, в-третьих, - медиа-центр. И вот части данного треугольника - сцена, школа и медиа-центр - могут питать друг друга и успешно работать.
РГ: А что подразумевается под театральным медиа-центром?
Фокин: Не просто Интернет-театр, когда поставили камеру в середине зала, зафиксировали готовый спектакль, и показали. Меня интересуют как раз возможности создания новых авторских произведений специально для Интернет-вещания. Пока еще у нас нет аналогов. Это также, примерно, как когда-то много лет назад мне и группе очень серьезных крупных режиссеров повезло: мы делали телевизионный театр в 70-е годы прошлого века. Понимая, что занимаемся новейшим искусством, что это и не кино, и не театр, и нам предстоит родить нечто новое. Тогда, я помню, мы смеялись, что это из жизни говорящих голов, и надо больше делать общих планов, и так далее... Интернет-спектакль - снова нечто принципиально новое. Какой-то иной жанр.
РГ: Вы готовы к нему подойти?
Фокин: Я хочу. Прежде всего, конечно, молодые им должны заниматься. Но и мне самому интересно.
РГ: Подобный опыт в Интернете уже есть?
Фокин: Широкого опыта - нет. В Европе есть буквально один - два примера театральных медиа-центров. Но дело это новое, незнакомое, где надо использовать интернетовские технологии, ведь все может происходить в режиме непосредственного врезания, а, может быть, и поворотов сюжета во время действия. И данный вид надо стремительно осваивать.
Полностью текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".