11.02.2011 21:09
Культура

Конкурс Берлинале стартовал с "производственного триллера"

Конкурс Берлинале стартовал с "производственного триллера"
Текст:  Валерий Кичин
Читать на сайте RG.RU

Первой лентой берлинского конкурса оказалась американская Margin Call. Ее название у нас перевели как "Дополнительный залог", хотя в нем слышатся и побочные, менее специальные, внятные любому человеку смыслы: тревога, мы на краю катастрофы!

Картина продолжает традицию "производственных фильмов" - жанра, вполне популярного как в советском кино, так и в Голливуде. Правда, отрекаясь от старого мира, наши критики высмеяли и этот жанр, который якобы целиком сосредоточен на "шестеренках" и не интересуется такими человеческими проявлениями, как любовь. Но вот перед нами очередной голливудский опус - триллер, который сосредоточен исключительно на "шестеренках", бешено раскрутившихся в дни финансового кризиса 2008 года - того самого, от которого мир до сих пор не может очухаться.

Это восемь новелл: восемь служащих крупного нью-йоркского инвестиционного банка отчаянно пытаются выгрести в нарастающем урагане. Люди информированные, они уже знают о том, что вот-вот должен разразиться не имеющий равных финансовый кризис, каждый из них лихорадочно пытается срочно найти правильное решение, которое позволит устоять. Действие происходит в течение одних суток, и по типу это такой своеобразный вариант жанра "фильма катастроф" со всеми его опознавательными знаками. Только потопить мировой финансовый дредноут грозит шторм не реальный, а виртуальный - неслышимые бури в океане денежных потоков.

Режиссер фильма, обозначенный в титрах как Джей Си Шандор, фигура для кино необычная: молодой человек выучился в киношколах Огайо и Нью-Йорка, но в течение 15 лет снимал в основном рекламу, телевизионные концертные программы и несколько документальных короткометражек. И вдруг резко и бурно стартовал в игровом кино - написал сценарий фильма "Дополнительный залог", сумел привлечь к съемкам таких звезд, как Кевин Спейси, Джереми Айронс, Пол Беттани, Стэнли Туччи, Закари Кинто и Деми Мур, и со своим дебютом немедленно оказался среди претендентов на Золотого медведя - одной из авторитетнейших в мире кинонаград. Вслед за фильмом "Мне бы в небо" Джейсона Райтмана новая лента Джей Си Шандора демонстрирует завидную способность американских "независимых" оперативно реагировать на самые последние потрясения мира, показывая, как они отзываются в судьбах рядового человека. И ракурс взгляда неизменно конструктивный: человек в борьбе с суровыми обстоятельствами пытается найти выход из безвыходного положения, причем актеры четко понимают, что в действиях героев нормально и законно, а что - аморально. О чем впрямую говорят потом на пресс-конференциях. Ну чем не советское кино!

Кино и ТВ