Как и надо было ожидать, премьера фильма Вима Вендерса "Пина" в воскресенье стала одним из самых громких событий 61-го Берлинале. Картина снята в 3D и посвящена выдающейся немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш.
История фильма романтична и полна роковых событий. Она началась еще в 1985 году, когда Вим Вендерс на гастролях балетного театра Пины Бауш "Вуперталь" в Венеции впервые увидел поставленный ею балет "Кафе Мюллер". Тогда началась многолетняя дружба знаменитого режиссера и знаменитого хореографа. Тогда же родилась идея фильма, посвященного Пине Бауш, с ее непременным участием. И, как часто бывает, эта идея сопровождала их много лет, ожидая своего часа, но не сдвигаясь с места, - вызревала. И вот этот час наступил. Вим Вендерс только что попробовал новые 3D технологии в своем музыкальном фильме о группе U2, представленном на Каннском фестивале, и решил, что хорошо бы именно в этих заинтриговавших его технологиях сделать картину и о танцевальном театре Пины Бауш. Так в 2008 году мечта, наконец, стала воплощаться в конкретный кинопроект. Вендерс с Пиной Бауш отобрали для фильма хореографический материал, началась подготовка к съемкам. Но после полугода напряженной работы, буквально за два дня до начала репетиционных съемок вдруг пришло известие о смерти Пины Бауш, ей было 68 лет.
Конечно, это стало для Вендерса шоком. Он потерял не только друга, но и фильм, которому отдал столько энергии. Проект был практически похоронен. Но потом режиссер решил все-таки довести его до конца - снять картину уже не с Пиной Бауш, но в ее память. Так возник этот необычный фильм, поражающий своими изощренными визуальными и пластическими решениями, с удивительно тактичным, эффектным и эффективным использованием технологий трехметрой съемки. В картину вошли материалы поставленных Пиной Бауш балетов "Кафе Мюллер", "Весна священная", "Полнолуние" и "Контактхоф", вошли также архивные киносъемки, запечатлевшие Пину Бауш в работе, и сольные номера ее лучших танцовщиков. В этих соло Вендерс использовал изобретенный Пиной Бауш метод, когда хореограф пластически изображал вопрос, а танцовщик так же пластически должен был сымпровизировать ответ. И вот теперь в фильме Вендерс предлагает танцовщикам точно так же выразить в пластике их представление о Пине Бауш, их к ней отношение, их глубоко личные, интимные ощущения ее искусства.
Важно и то, что Вендерс попытался увидеть в технологии 3D не аттракцион, а новое средство кинематографической выразительности, киноязыка. 3D у него стало способом выразить особенности хореографического стиля Пины Бауш, которая в своих спектаклях тоже стремилась разрушить пространственные границы между танцовщиком и зрителем.
Фильм Вима Вендерса "Пина" квалифицируется здесь как первая в Европе артхаусная лента, снятая в 3D.