В следующем году пошлины на иномарки могут вернуться на докризисный уровень. В таком случае они будут составлять не 30 процентов, как сейчас, а 25 процентов.
Такое снижение предусмотрено условиями вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, рассказал журналистам глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. И если переговоры будут завершены в этом году, то со следующего пошлины должны снизиться.
При этом, как пояснил Медведков, абсолютное большинство пошлин в первый год членства страны в мировом торговом клубе остается на прежнем уровне. Но это правило не распространяется на ставки, которые были подняты временно в качестве антикризисной меры, как это было с автомобилями. В дальнейшем в течение трех лет пошлины на легковые машины будут снижаться каждый год на один процент, а затем за семь лет плавно доведены до 15 процентов.
Между тем, идущие 18 лет переговоры о присоединении нашей страны к ВТО, похоже, все-таки близятся к финалу. Обсуждение доклада рабочей группы, прогнозирует Медведков, скорее всего, будет завершено в мае. Следующие этапы - утверждение документов рабочей группы генсоветом ВТО, ратификация обеими палатами парламента и подписание президентом. При нынешних темпах шанс уложиться со всеми процедурами до конца года вполне реален.
Однако у бизнеса, как оказалось, остается по-прежнему множество вопросов по поводу того, что же изменится после вступления России в ВТО. Во время "круглого стола", организованного Минэкономразвития и Союзом машиностроителей, предприниматели сетовали, что пребывают в неведении и не знают, к чему им готовиться.
В средне- и долгосрочной перспективе страна получит от этого выгоду, оптимистичен управляющий партнер крупной международной юридической компании Филипп Виндемут. Это укрепит репутацию России как стабильного рынка, страна сможет участвовать в выработке правил ВТО. По подсчетам Всемирного банка, членство в ВТО в среднесрочной перспективе может ежегодно приносить России 55 миллиардов долларов инвестиций, в долгосрочной перспективе - более 170 миллиардов долларов, говорит Виндемут. Но в краткосрочном плане возможны издержки, не скрывает эксперт.
Двусторонние переговоры по тарифной политике были проведены с 59 странами-членами ВТО и завершены еще в 2007 году, напоминает замначальника отдела товаров департамента торговых переговоров Минэкономразвития Виктор Батанин. Рассматривались более 11 тысяч тарифных позиций, из них по 6,1 тысячи произойдет снижение пошлин. Но ни по одной позиции начальные ставки не согласованы ниже уровня, действовавшего на момент окончания переговоров. При этом предусмотрен довольно длительный переходный период, в течение которого отрасли промышленности могут адаптироваться. Причем, по некоторым видам продукции действующий уже сейчас единый тариф в Таможенном союзе ниже, чем предусмотрено условиями ВТО. Кстати, в таком случае Россия имеет право повысить защитную ставку в рамках всемирного торгового клуба, но при согласии партнеров по Таможенному союзу. Таким образом, теоретически существует шанс пересогласовать пошлины уже после вступления в ВТО, например, если возникнут форс-мажорные обстоятельства. Но для этого надо будет заново начать переговоры, и заинтересованные стороны наверняка потребуют для себя значительных уступок по другим направлениям, предупреждает Батанин.
Вступление в ВТО не означает для промышленности прекращение господдержки, уточняет консультант отдела ВТО департамента торговых переговоров Минэкономразвития Иван Дроханов. Запрещены субсидии, прямо направленные на поддержку экспорта и импортозамещение. Но при этом вывоз продукции можно стимулировать экспортными кредитами, страхованием экспортного контракта, предоставлением госгарантий. Программы промсборки в автопроме свернуты не будут, они завершатся по истечении сроков заключенных контрактов, говорит Дроханов. Не являются рискованными с точки зрения ВТО и действующие федеральные целевые программы и федеральные адресные инвестпрограммы, успокаивает промышленников Дроханов. Приветствуется поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКРов). Так что субсидирование процентной ставки по кредитам на технологическое вооружение можно сохранять сколь угодно долго.
"У нас проблема не в том, вступим мы в ВТО или нет, а хочет ли оказывать поддержку промышленности само государство", - соглашается один из предпринимателей. При этом по некоторым видам машиностроительной продукции, не производимой в стране, пошлины надо наоборот обнулять, и как можно скорее, говорит другой участник разговора. "В России, например, нет ни одного серьезного производства по аэродромно-техническому оборудованию, все приходится завозить из-за границы, оборудование жутко дорогое", - сокрушается он. Одна из главных проблем для предпринимателей - это неизвестность, а Минэкономразвития не может официально разглашать итоги переговоров до их полного окончания. Но бизнес может обращаться в департамент с конкретными вопросами, и ответ будет дан в течение одного-двух дней, обещает Медведков.