Балет Opera National de Paris привез на гастроли в Москву спектакли, почти идеально демонстрирующие его развитие в ХХ веке, когда он был возвращен к жизни вдохновляющим воодушевлением "Русских сезонов" Дягилева.
Но достоянием театра остаются не только хореографы, создававшие для него уникальный репертуар, но и танцовщики-звезды - этуали, не раз трансформировавшие своим творчеством пути развития французского балета. Лицом нынешних гастролей оказалась Изабель Сьяравола -- представительница старшего поколения парижской Opera. Выдающаяся романтическая балерина наших дней, изумительная Жизель, Сильфида, Манон и Маргарита Готье, в Москве демонстрирует широту своего артистического диапазона. Ей предстоит закрывать гастроли выступлением в главной партии "Парка" нашего современника Анжелена Прельжокажа. Она же открывала их в адажио из "Сюиты в белом". В балете Сержа Лифаря, поставленном как парад-алле лучших сил труппы, Сьяравола в дуэте с Мартинесом выглядели обитателями галактики, выход в которую пока неведом их более юным и резвым коллегам. Их адажио, казалось, не колебалось даже дыханием исполнителей, настолько безупречно струились сложные поддержки, перетекания из одной позы в другую, идеально отзываясь на любые изгибы музыки Лало.
Российская газета: В Москву Opera National de Paris привезла квинтэссенцию своего национального репертуара. Не боитесь, что москвичи не смогут его воспринять?
Изабель Сьяравола: Я знаю, что в русской культуре танец имеет огромную важность. По впечатлениям от предыдущих выступлений в Москве мне кажется, что здесь публика обожает балет. И воспринимает его не совсем любительски: по-моему, в России зритель достаточно знающий, подготовленный. В то же время москвичи страстно любят свой балет, и это естественно, когда в городе работает такая труппа, как Большой театр. Но мы здесь совершенно не для того, чтобы устраивать какую-то конкуренцию, мы хотим показать наш собственный стиль. Мы тоже любим балет, и я очень надеюсь, что зрителей мы не разочаруем.
РГ: Вы поднялись на вершину признания во Франции благодаря роли Татьяны в "Онегине" Джона Крэнко - после него вас провозгласили этуалью Opera National de Paris. Чем близок для французской балерины образ русской женщины XIX века?
Сьяравола: Я обожаю Россию, для меня это нечто особенное. Поэтому было страшно интересно исполнять роль Татьяны, которая, конечно, принадлежит вершинным достижениям русской культуры. Попробовать воплотить на сцене такой персонаж - это мечта, потому что в жизни у меня, конечно, подобного опыта не было. Или, может быть, в прошлой жизни? И потом, это трагедия. А в балете я обожаю трагедии. С другой стороны, "Онегин" - это реальная ситуация, которая возможна в жизни любой женщины, поэтому встреча с этим балетом меня обогатила и с человеческой точки зрения, и как актрису. Мне важно станцевать такую историю любви, которая запросто могла бы существовать, а не просто делать какие-то красивые па, не связанные ни с какой историей.
РГ: В Москве вы исполняете "Сюиту в белом" Сержа Лифаря и "Парк" Анжелена Прельжокажа. Оба относятся к классике ХХ века, но принадлежат разным балетным эпохам - первый открывает, второй закрывает прошлый век. Насколько сложно подряд танцевать балеты, поставленные совершенно в разной технике?
Сьяравола: Нужно уметь владеть своим телом. Вот сегодня с утра я репетирую "Парк", в котором есть даже невыворотные положения, это никакого отношения не имеет к классическому балету, а позже нужно надеть пуанты и танцевать чистую академическую классику в "Сюите в белом". Просто приходится быть осторожной и предусмотрительной. Нужно честно отдавать себе отчет, что мне уже не 20 лет, поэтому тело не так легко переходит от одного к другому, поэтому нужна особая концентрация. Иногда, когда так быстро меняешь стиль и сильно устаешь, есть повышенная опасность получить травму. Может быть, быстро переходить от одного стиля к другому не очень хорошо, но это реальность нашей профессии, поэтому нужно уметь как можно лучше к таким ситуациям подготовиться, к каждому из этих балетов по-разному разогреваться.
РГ: Насколько остра для труппы проблема травматизма?
Сьяравола: А что, разве в России в балете травматизм меньше? Конечно, когда чувствуешь какую-то боль, очень хочется остановиться. И чем раньше возьмешь паузу, тем лучше. Но бывают такие ситуации, когда приходится работать и рисковать. Может быть, нужно менять нашу психологию. Кому же нравится ходить на костылях после больших травм и долго сидеть дома?
РГ: Что дал вам балет Прельжокажа, в котором вы будете танцевать в эти дни на сцене Большого?
Сьяравола: "Парк" - единственный спектакль Прельжокажа, который я танцую. Много притягательного в этом балете. Уже 17 лет он остается в репертуаре Opera, и это тот спектакль, в котором я начинала танцевать в кордебалете, когда он ставился, а сейчас занята в ранге звезды. Конечно, для меня это много значит. У нас очень красивая музыка Моцарта, обилие красивых исторических костюмов. Техника современная, но, в то же время, есть чувство прошлого времени. И прекрасное последнее па-де-де.