Взрывчатые вещества, произведенные в России, получат тайную маркировку
Взрыв в аэропорту Домодедово вновь обозначил проблему, с которой каждый раз в подобных ситуациях сталкиваются сыщики и следователи: откуда у террористов взрывчатка?
Проще даже опознать смертника, определить по "почерку" автора, смастерившего взрывное устройство, чем выяснить происхождение, скажем, гексогена, тротила, пластита.
А ведь ответ, откуда взрывчатка, сразу позволит перекрыть источники и каналы поставки смертоносных веществ. И, главное, предотвратить новые трагедии, гибель людей.
Поэтому президент России Дмитрий Медведев поручил правительству внести в Госдуму проект федерального закона об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий. Чтобы предупредить левые пути распространения взрывчатки, обязательной станет специальная маркировка, которая позволит быстро установить, где и когда ее изготовили. Срок исполнения президентского поручения - июль нынешнего года.
Возможность установить эдакую "черную метку" на любом взрывчатом веществе имеется. Ученые уже создали особые химические компоненты, которые можно специально вводить в состав взрывчатки и пиротехники. Они обязательно останутся в следах горения после взрыва. И в криминалистической лаборатории, изучив кусочек, например, копоти, точно скажут, на каком заводе был произведен тот или иной заряд.
Ведь как правило, террористы, да и бандиты в криминальных целях используют не самодельную, а именно заводскую взрывчатку - она компактна и обладает большой ударной силой.
Маркировка взрывчатки станет действенной превентивной мерой против ее нелегального хождения на черном рынке. Ведь если можно будет легко отследить, с какого производства, в какое время адская смесь ушла налево, просто станет вычислять торговцев смертельным товаром. И попытка подзаработать на взрывчатке будет для преступников весьма проблематичной. Угроза серьезной статьи Уголовного кодекса остановит многих.
В советское время единственным способом маркировки взрывчатки было нанесение изотопов. Правда, делалось это не на всех военных заводах. Однако мера была действенной помощью для криминалистов. По радиоактивной метке вычислить время и место производства не составляло труда
Но одной только технической возможности "пометить" адскую смесь мало. Нужны единые стандарты маркировки, обязательные для всех производителей взрывчатки. Странно, что до сих пор такие госты не введены. И это в стране, которая занимает одно из ведущих позиций в производстве всевозможных боеприпасов.
Эксперты утверждают, что во многом это объясняется размытостью нашего законодательства о производстве и обороте взрывчатых веществ и пиротехники. Получилось так, что у нас нет единого федерального закона, который четко и детально определяет, кто, как и когда проверяет оборот в стране взрывоопасной продукции. То есть по сути отсутствует единая система государственного контроля.
По логике, только два ведомства должны контролировать производство взрывчатых веществ хотя бы для нужд гражданской промышленности - МВД и Ростехнадзор. Кстати, два года назад МВД предлагало внести изменения в существующий закон "О государственном контроле за оборотом взрывчатых веществ". Можно было не только навести окончательный порядок в обороте "мирной" взрывчатки, но и убрать по возможности все лазейки, по которым она утекает в руки криминала или террористов.
Сейчас существует немало разных подзаконных актов различной юридической силы - в основном ведомственные и государственные стандарты. Это порождает множество противоречий, неясностей, пробелов. Многие акты устарели, отстали от жизни. Отсюда либо излишне большое количество дублирующих друг друга проверок и чрезмерное администрирование производственного процесса, либо порой чуть ли не отсутствие какого-либо контроля. По принципу "пока гром не грянет". А гром гремит все чаще - в прямом смысле.
В принципе, сейчас главная тяжесть контроля лежит на Ростехнадзоре. Именно этому ведомству приходится проверять, есть ли лицензия у фабриканта на производство взрывчатки и какой именно марки, соблюдается ли прописанная технология, чтобы, не дай бог, не изменили состав или количество компонентов и не получили что-то более мощное, способное не только горную породу разворотить, но и снести ближайшие поселения. Кроме того, проверка складов с опасными материалами осуществляется ежемесячно сотрудниками лицензионно-разрешительной службы.
Милиция могла бы присматривать и за другими сторонами производства и использования взрывчатки. Необходимо более детально расписать регламент всех возможных проверок, четко определить, кто, когда и как может быть допущен в цеха. Надо установить и единый порядок хранения продукции и сырья.
Схожие проблемы существуют и с пиротехникой - единого законодательства, четко регулирующего, как производить, торговать, хранить и использовать эти огненные игрушки, нет. Среди ведомств пока только такое "разделение труда": лицензии на производство и распространение пиротехнических изделий выдает Минпромторг России, МЧС тушит пожары, а МВД уговаривает граждан не покупать поддельные, но дешевые салюты и хлопушки, и запускать их подальше от домов.
А ведь иной фейерверк - далеко не безобидная вещь. Многие изделия праздничной пиротехники при внимательном рассмотрении оказываются вовсе не детскими игрушками, а вполне "взрослой" взрывчаткой.
Пиротехника делится на пять классов опасности, из которых четвертый и пятый относятся к разряду профессиональной и работать с ней могут только специалисты, у которых в кармане лежит профессиональное "Удостоверение пиротехника".
Однако немалая часть того, что иногда вполне легально попадает, например, в детские руки - изделия четвертого и пятого классов опасности. Более того, во многих изъятых игрушках эксперты признали материалы специального назначения. То есть эти "петарды" пригодны скорее для взрывных инженерных работ, а не для новогоднего веселья. Тротиловый эквивалент некоторых ракет доходил до пяти - десяти граммов. Такая ракета - почти противотанковая. Тут впору говорить уже об обороте оружия и взрывчатки, а не новогодних хлопушек и фейерверков.
Часть опасной пиротехники - контрабанда, в основном китайская. Другая часть - доморощенная кустарная продукция. В подпольных цехах, без соблюдения ГОСТов и технологий, предприимчивые умельцы "на глазок" клепают смертельно опасные "салюты".
Спецслужбы не исключают, что такие мастера могут не только делать праздничные хлопушки и фейерверки, но и выполнять заказы криминала или террористов. Ведь технологии, в общем-то, похожие. Разница заключается только в рецептуре и в соотношении химических компонентов. Добавил чего-то больше - и вместо, допустим, бенгальского огня получил зажигательную или фугасную бомбу.
В новом законопроекте будут прописаны все особые меры контроля на каждом этапе производства и продажи любых взрывчатых веществ.
В России взрывчатку делают на 151 предприятии отрасли боеприпасов и специальной химии.
Ежегодно производится свыше 1 миллиона 134 тысяч тонн взрывчатых веществ, из которых 800 тысяч "собирают" из невзрывных компонентов на 106 горнорудных предприятиях страны - сразу на месте использования.
В обороте взрывчатых материалов участвуют 1235 организаций на 5988 промышленных объектах.
66 процентов этих организаций находятся в частной собственности.
Ежегодно происходит около трехсот только криминальных подрывов, когда свои споры таким кардинальным способом решают иные "хозяйствующие субъекты".
Часть пиротехники, что иногда легально попадает на рынок - изделия четвертого и пятого классов опасности, с которыми должны работать только профессионалы.