Прочитал на сайте "РГ" совсем свежие, февральские, читательские отклики на вашу почти годичной давности публикацию про отстрел бродячих собак ("Совсем озверели" - "РГ" - Неделя" №56 от 18.03.2010 г.).
Судя по этим письмам, ничего за прошедший год не изменилось: администрации городов продолжают массовые расстрелы бродячих животных. А подсказал ли кто-нибудь этим чиновникам, что кампания по уничтожению бездомных псов может привести к нарушению сложившейся структуры их популяции в городе? Ведь в первую очередь будут уничтожены те собаки, которые привязаны к человеку и не причиняют ему вреда. То есть те, что десятилетиями проживают рядом с человеком, привыкли к нему, занимаются (как и многие человеческие особи) попрошайничеством. Именно эти бобики и шарики одним только своим присутствием создают барьер перед вторжением на их территорию других животных.
На смену уничтоженным собакам придут другие, но уже дикие, не ориентированные на привязанность к человеку и потому воспринимающие его как источник опасности. Именно такие собаки и могут набрасываться на людей. Нет и гарантии того, что после уничтожения этого своего рода биологического барьера, в город не станут проникать зараженные животные. А это уже - риск изменения к худшему эпидемиологической обстановки. В отсутствии дворовых собак и кошек резко увеличится поголовье крыс. Так уже было в Ленинграде во время блокады, когда полчища крыс заполонили весь город и пришлось специально завозить кошек из других мест и выпускать их на улицы.
Если учесть, что у самки крысы в одном выводке может быть до 20 детенышей, а период беременности длится у нее всего три-четыре недели, то при благоприятных условиях численность крыс за короткий период может увеличиться во многие разы. Тогда на смену уничтоженным бродячим собакам и кошкам может прийти истинный и очень опасный враг человека: крысы способны переносить до 20 видов человеческих заболеваний. В том числе и смертельно опасных: крысиный сыпной тиф, чуму, геморрагическую лихорадку с почечным синдромом, лептоспироз.
Игорь Соломонис