Центральный суд Челябинска рассмотрел иск автомобилиста Игоря Савушкина к компании, занимающейся поставками бензина. Горожанин сумел доказать, что именно некачественное топливо стало причиной поломки его автомобиля.
В суде Савушкин заявил, что в октябре прошлого года заправил свою "Мазду" Х9 92-м бензином на принадлежащей компании-ответчику АЗС на пересечении трассы М5 и объездной дороги вокруг Челябинска. А уже на следующий день был вынужден обратиться в автосервис из-за сильной вибрации и стука в двигателе. Диагностика установила, что причина неполадок в некачественном топливе, однако сменить его Савушкин не успел. По дороге на заправку двигатель окончательно заглох и больше уже не заводился. Потребовался дорогостоящий ремонт.
Замена движка обошлась Савушкину в 453 тысячи рублей. Однако он не пожалел еще 20 тысяч, чтобы провести независимую экспертизу причин неисправности автомобиля. Результаты исследований лаборатории ГСМ Сертификационного центра автотракторной техники и испытательной лаборатории Магнитогорского технического университета совпали и были представлены в суде.
Эксперты подтвердили полную идентичность топлива в баке иномарки и взятых на АЗС проб. По химическому составу это оказалась какая-то гремучая смесь: октановое число бензина, продававшегося под видом 92-го, составляло, по разным методикам расчета, от 68 до 71 единицы. То есть оказалось ниже низкосортного 76-го. Зато по содержанию серы эти "помои" превышали заявленный класс "Евро" минимум в пять раз. Некачественный бензин, по мнению экспертов, привел к перегреву двигателя с последующим прогоранием поршней и клапанов, повреждению цилиндров и разрушению вкладышей.
- Даже если бы октановое число бензина было выше, эта смесь все равно неминуемо привела к печальным результатам, - рассказал корреспонденту "РГ" один из экспертов - сотрудник Челябинского сертификационного центра автотракторной техники Александр Шауфлер. - Правда, это произошло бы через более продолжительное время, и доказать что-то в суде, соответственно, было бы труднее.
Ведь что произошло? От низкооктанового бензина возникло детонационное горение, от которого моментально прогорели поршни. Сера действует по-другому. В соединении с парами воды она образует окись, которая создает эффект коррозии - разъедает металл. Действует медленнее, но так же верно. Не случайно содержание серы в топливе регламентируется евростандартами.
По словам Шауфлера, за последний год это уже третий случай, когда к нему обращаются пострадавшие от низкого качества топлива автомобилисты. Владелец "Тойоты Ландкрузер" из Магнитогорска заправился бензином с большим содержанием смол, что привело к "припариванию" клапанов и их последующему разрушению. В Челябинске микроавтобус "Форд" пострадал от невнимательности работников автосервиса, вовремя не поменявших масло во время гарантийного обслуживания. В обоих случаях причины поломок были очевидны, и владельцам иномарок удалось решить дело без обращения в суд.
В случае с Савушкиным добиться справедливости помогли грамотные действия самого автомобилиста. Он, не откладывая в долгий ящик, выехал на АЗС, взял пробу бензина и в присутствии двух свидетелей, один из которых был сотрудником лаборатории испытаний ГСМ, составил акт с указанием места и времени, в котором расписалась сотрудница бензоколонки.
Действовать в таких случаях нужно оперативно. Торговля бензином идет бойко. Запасы АЗС пополняются регулярно, и через два-три дня на пробу можно взять уже совсем другой бензин, существенно отличающийся по химическому составу и октановому числу. Кстати, в баке пострадавшей "Мазды" бензин оказался даже чуть-чуть лучше, чем на АЗС. Эксперты объяснили это обстоятельство тем, что оставшийся в баке хороший бензин был разбавлен некачественным.
Однако даже, казалось бы, неопровержимые доводы, не привели ответчиков в замешательство. Они заявили, что их АЗС находится на небольшом отдалении от трассы М5, и заправляться там Савушкину было не с руки. Пробы на АЗС взяты с нарушениями установленного порядка. А кроме того, для "Мазды" Х9 рекомендован 95-й бензин. Савушкин на свой страх и риск воспользовался 92-м, за что и поплатился.
В свете оглашенных в суде результатов экспертизы бензина последняя реплика представителя компании-ответчика показалась верхом цинизма.
Когда в Челябинске стало известно о судебной победе Игоря Савушкина, в среде автолюбителей разразился настоящий шторм. Люди требовали назвать им месторасположение всех АЗС вышеупомянутой торговой компании. Потом посыпались требования проверить всех автозаправщиков "на вшивость", снизить цены на топливо и обеспечить его качество...
Одна из зачинщиц стихийного обсуждения проблемы челябинка Светлана Новикова сообщила корреспонденту "РГ", что двумя годами раньше попала точно в такую же историю, но доказать ничего не смогла. Чек с автозаправки не сохранился.
Игорю Савушкину удалось отсудить у владельцев АЗС немалые деньги. Как сообщил консультант Центрального суда Челябинска Дмитрий Бессонов, они обязаны возместить ему расходы на диагностику и ремонт автомобиля, проведение независимых экспертиз и услуги адвоката на общую сумму в 479 тысяч рублей.
Однако до победы еще далеко. Ответчики уже обжаловали судебное решение и готовятся к повторному процессу. До его окончания Савушкин от встречи с журналистами отказался - по принципу "не скажи "гоп", пока не перепрыгнул", боится сглазить удачу.