Десятидневный марафон в Сочи из самых разных художественных акций финишировал в Зимнем театре программой "Моцарт-Гала". В Концертной симфонии для скрипки и альта вместе с Юрием Башметом солировал французский скрипач Рено Капюсон.
Сочинский 4-й фестиваль из музыкального смодулировал в полижанровый, показав главный вектор своего развития: расширение в жанровом, географическом, количественном смысле. При этом у него не появилось какой-то специально придуманной концепции, красивой объединяющей идеи, кроме имени харизматичного Юрия Башмета. Пожалуй, принципиальную позицию можно усмотреть в названии, где слово "зимний" является ключевым. Понятно, что к Белой олимпиаде-2014 Сочи должен кардинально поменять свой имидж. Десятилетиями он ассоциировался у всех только с теплым летним морем и солнцем, и "отличный отдых в зимнем Сочи" - звучало как оксюморон. А вот теперь это еще и заснеженные вершины, горные лыжи, спортивные трассы. И Зимний фестиваль в Зимнем театре зимнего Сочи призван показать, что и в это время года жизнь во всероссийской здравнице бьет ключом. Но стать привлекательным город-курорт должен не только для жителей постсоветского пространства (и, кстати, выдерживать конкуренцию с полюбившимися россиянам египетско-турецкими маршрутами), но и для потенциальных туристов из-за рубежа. А интеллектуалам с широким кругом запросов потребуются модные места: кинозалы, клубы, галереи, концертные залы. Или мультиплекс, объединяющий многое в одном месте.
Как раз в дни Зимнего фестиваля, кроме первых тестовых соревнований и объявления последнего этапа выбора символа Олимпиады, состоялось и заседание возглавляемого почетным сочинцем Виталием Игнатенко Общественного совета по подготовке Игр. Темой встречи, в которой принимали участие министр культуры Александр Авдеев, Юрий Башмет, кинорежиссер Федор Бондарчук, продюсер Александр Роднянский, была Культурная олимпиада, и выступавшие всерьез провозглашали цель: сделать Сочи третьей культурной столицей. Юрий Башмет говорил о том, что его фестиваль - это своего рода "репетиция, прообраз культурной программы сочинской Олимпиады", который должен состояться и после, в 2015 году. А фестивалю уже сегодня "тесно в Зимнем театре". Заметим, что архитектурная гордость Сочи хороша для театральных показов, но для высокой классики акустических параметров не хватает.
В сущности, он произнес то, что бесконечно муссировалось в течение фестиваля, без чего не обходилась ни одна из многочисленных пресс-конференций: городу необходим новый концертный зал. Отвечая на это, Александр Авдеев сообщил, что в федеральном бюджете на такой проект средств не заложено, есть только идея реконструировать сочинский Цирк в некий комплекс, в котором найдется место для концертных и оперных представлений. Признавая, что с идеей современного культурного центра, наверное, опоздали, ведь до Олимпиады осталось всего три года, "необходимо думать, что еще можно сделать".
Так что появится ли в Сочи новый концертный зал, и вообще использует ли город олимпийский шанс для того, чтобы круто изменить свою судьбу - по-прежнему вопрос. В кулуарных разговорах на эту тему у главных персонажей фестиваля сквозило немало скепсиса. Хотя, казалось бы, "что нам стоит, дом построить", и для этого всего-то и нужны личности с идеей и пробивной энергией, инвесторы с хорошей дальнозоркостью и политическая воля.