15.02.2011 00:42
Экономика

Закон о господдержке инновационной деятельности зафиксирует преференции для предприятий, использующих новые технологии

Нужен ли России еще один инновационный фонд?
Текст:  Ольга Ускова
Российская Бизнес-газета - : №6 (788)
Читать на сайте RG.RU

В государственную Думу внесен новый законопроект "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации". Он призван юридически классифицировать все понятия и процессы инновационной деятельности, а также определить виды поддержки, которые государство намерено оказать организациям, занимающимся разработкой и внедрением современных инновационных технологий.

Среди позитивных сторон этого закона следует отметить качественное изменение подхода к самому процессу инновационного развития. В первую очередь это связано с пониманием, что поддержку надо оказывать не только организациям, занятым разработкой новых инновационных технологий, но и предприятиям, которые их у себя внедряют. Нет смысла просто создавать инновационные разработки, выпускать их в пустоту. Для успешного развития инновационного сектора требуется, чтобы продукция инновационных технологий была востребована на рынке. А для этого, как показывает мировой опыт, требуется создать условия, при которых компании, активно осваивающие новые промышленные и управленческие технологии, оказывались бы в более выгодном положении по сравнению с другими участниками рынка. Модернизация производства - организационно сложный и финансово затратный процесс. Переход на новые технологии заставляет значительно менять привычный и устоявшийся производственный цикл, налаженную систему управления, систему профессиональной подготовки персонала. Это влечет за собой масштабные инвестиции и неизменные сбои в работе предприятия, что негативно сказывается на его экономическом положении в краткосрочной перспективе. Во всех случаях это серьезные финансовые риски, за которые руководство несет полноценную персональную ответственность. Даже крупнейшие международные корпорации очень неохотно идут на инновационные преобразования, откладывая этот процесс до последнего, пока не возникает уже серьезная угроза их положению на рынке. Поэтому у коммерческой компании или промышленного предприятия должна быть серьезная дополнительная мотивация, чтобы решиться на этот шаг. В большинстве ведущих стран подобную мотивацию предоставляет государство, значительно снижая налоговую нагрузку, а иногда полностью освобождая от налогов коммерческие проекты, ориентированные на переход на новые, более современные технологии.

Предлагаемый на рассмотрение Госдумы законопроект включает в себя описание большого числа финансовых преференций для организаций, реализующих у себя проекты в сфере технологической модернизации. Это и предоставление налоговых послаблений и налоговых отсрочек, и получение льготных кредитов, и выделение субсидий, грантов и прямой финансовой поддержки. В общем, всего того, что делает процесс внедрения инновационных технологий экономически выгодным.

С другой стороны, многие положения нового закона кажутся избыточными и неактуальными. Например, создание Федерального инновационного фонда России, который станет оказывать финансовую поддержку предприятиям, реализующим у себя инновационные проекты. В стране и так действует достаточное количество фондов и финансово-инвестиционных структур - РВК, "Роснано", "Росинфокоминвест", Фонд Бортника, АРИП и т.д. - ориентированных на решение в принципе таких же задач. Помимо этого в России действует около 80 как российских, так и иностранных венчурных фондов. Также масштабные инвестиционные программы реализуются в рамках профильных федеральных министерств и ведомств.

На текущий момент у нас нет недостатка в количестве инвестиционных структур, финансирующих отечественный инновационный сектор. Зато есть проблемы с обеспечением качества и результативности их работы. Как мы знаем, многочисленные проверки госкорпорации "Роснано" и Российской венчурной компании показывали низкую эффективность их работы. Выделенные на развитие инноваций финансовые средства не инвестировались в проекты и технологии, а в лучшем случае размещались на банковских депозитах, в худшем же вкладывались в зарубежные компании, многие из которых не имели никакого отношения к разработке инновационных технологий. Вследствие столь "качественного" менеджмента за пять лет с момента официального объявления о начале реализации в России политики инновационного развития, мы так и не смогли создать сколь-либо серьезной инновационной разработки, которую можно было бы предложить мировому рынку. Мы не можем пока наладить нормальную работу тех структур, которые уже есть. Зачем же нам создавать новые? К тому же предлагаемая в рамках закона система формирования и управления фонда выглядит крайне непроработанной и утопичной, что вызывает большие сомнения в эффективности его работы.

Также весьма сомнительной выглядит идея создания специальной федеральной структуры, ответственной за поддержку инноваций. В России есть Комиссия при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, которые обеспечивают решение актуальных проблем инновационного развития на самом высоком государственном уровне. В стране есть четыре федеральных министерства - министерство экономического развития, министерство образования и науки, министерство связи и массовых коммуникаций и министерство промышленности и торговли, - которые напрямую отвечают за реализацию проектов в сфере развития инноваций и инновационной инфраструктуры. Фактически при каждом из 82 российских губернаторов существуют специальные комитеты или комиссии, ответственные за решение подобных задач на региональном уровне. И это не считая Государственной Думы, региональных законодательных собраний, Российской академии наук, государственных центров трансферта технологий, других государственных структур, которые также обладают функциями регулирования российской инновационной отраслью.

На мой взгляд, такой структурный состав способен покрыть всю проблематику инновационного сектора. Сегодня российский инновационный сектор в гораздо большей степени, чем любая другая экономическая отрасль, заполнен различными регулирующими и контролирующими государственными структурами, действия которых не вносят ясности, а порой, наоборот, добавляют путаницы. Зачем тогда нужен еще один орган? В чем тогда будут заключаться его функции и где найдется для него место в столь перегруженной системе управления инновациями?

Одна из восточных мудростей гласит: "Победить большого врага можно, сделав его еще больше". Чтобы общая картина происходящего перестала бы умещаться у него в голове, и, таким образом, он стал бы уязвим. Сегодня в российской инновационной сфере действует и так очень много участников - фонды, министерства, отраслевые комиссии, госкорпорации и т.д. И это создает огромную путаницу. Действия участников бессистемны, нескоординированы, а зачастую просто противоречат друг другу. Если сделать число элементов в этом уравнении еще больше, мы вообще перестанем понимать, что у нас происходит. Для быстрого и качественного развития российских инноваций необходимо этого избежать.

Ольга Ускова

Президент Национальной

ассоциации инноваций

и развития информационных технологий (НАИРИТ)

Бизнес