15.02.2011 00:28
Общество

Математика должна быть уроком с неожиданными открытиями, считает Лауреат премии за популяризацию науки

Лауреат премии президента сумел сделать математику интереснее детектива
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №31 (5407)
Читать на сайте RG.RU

Математик Николай Андреев стал лауреатом премии президента России за популяризацию науки. Николай и его коллеги - Роман Кокшаров, Михаил Калиниченко, Никита Панюнин и Никита Шевельзон, сотрудники Математического института им. Стеклова решили разработать для школьников и учителей математики необычные мини-уроки. Они назвали их этюдами, выпустили диски.

Как увлекательно рассказать старшеклассникам о синусоиде? Кто помнит, что это плоская кривая, изображающая изменение синуса в зависимости от изменения его угла. Скучновато. А что, если взять батон вареной колбасы, разрезать его пополам по углом в 45 градусов? Шкурку с батона аккуратно надрежем вдоль батона, отделим руками и - увидим эту самую синусоиду...

Или еще пример. Можно ли ездить на квадратных колесах? Оказывается - да. И коротенький мультфильм рассказывает - как именно и какие расчеты для этого надо сделать. Следующий вопрос: получится ли высверлить квадратное отверстие? Тот, кто разобрался с квадратными колесами, ответит без труда: "Конечно!"

Для изучения теоремы Пифагора можно приложить наглядное пособие - деревянные "пазлы" - треугольники и многоугольники, которые легко укладываются из двух маленьких квадратов в один большой. И такую "картинку" можно найти к любому, даже самому скучному уроку. Было бы желание у учителя.

Тройка по-математике еще не значит, что ребенок безнадежен в точных науках. Бывают же медлительные дети, тугодумы, которым требуется дополнительное время, чтобы дать верный ответ. Выдергивание самородков, которое все активнее проникает в образование, не может гарантировать успеха. Поддержка одаренных должна быть не одноразовая, точечная - в виде особых условий или финансовых гарантий, а системная.

А еще Николай уверен, что в начальной школе математика должна быть ежедневным уроком. И не со скучными примерами и заданиями - "нарисуй треугольник или квадрат", а с ежедневными маленькими открытиями.

- Вот дом в виде прямоугольника, к нему приставлена лестница, на которую запрыгнула кошка , - Андреев начал свой урок. - Лестница заскользила по льду. Как будет падать кошка?

- А неваляшка в вашей лаборатории тоже научный экспонат?

- Да, - отвечает. - Как вы думаете, почему она все время встает одинаково? Потому что у нее смещен центр тяжести. Смотрите, вот модель, которую придумали венгры - однородное тело с единственной устойчивой точкой. Как бы вы ее не бросили, она всегда остановится в одном положении.

О том, куда пойти после МГУ, сомнений не было - только в Математический институт им. Стеклова. Сейчас возглавляет лабораторию популяризации и пропаганды математики.

- В этом году к нам пришло 11 молодых специалистов, - рассказывает лауреат.

Свою премию Андреев решил потратить на исследования.

Образование Наука