16.02.2011 00:45
Экономика

Эксперт: Стоит задача - воспитать человека с другим отношением к энергоресурсам

Расходы на реформу ЖКХ не должны лечь на потребителей коммунальных услуг
Текст:  Мария Голубкова Дмитрий Кощеев
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №32 (5408)
Читать на сайте RG.RU

В петербургском филиале "Российской газеты" состоялся круглый стол "Реформа ЖКХ: модернизация, энергосбережение". Участники встречи постарались найти ответы на вопросы, какой должна быть реформа жилищного хозяйства, что принесут новшества гражданам и можно ли провести ее так, чтобы расходы по наведению порядка в сфере ЖКХ не легли тяжким бременем только на плечи потребителей.

В обсуждении вопросов, связанных с состоянием коммунальной инфраструктуры Петербурга, приняли участие вице-губернатор Северной столицы, курирующий вопросы городского хозяйства, Алексей Сергеев, глава жилищного комитета Санкт-Петербурга Юрий Осипов и его заместители Владимир Гайдей и Валерий Вогачев, председатели комитета по энергетике Олег Тришкин и комитета по тарифам Дмитрий Коптин, а также генеральный директор "МНТО ИНСЭТ" Яков Бляшко, директор по развитию группы компаний "ТЭТРА Электрик" Олег Громов и представители управляющих компаний Санкт-Петербурга.

Российская газета: Многие эксперты оценивают нынешнее состояние ЖКХ в России как критическое. Можно ли сказать то же самое о Петербурге?

Алексей Сергеев: Основных болевых точек у петербургского коммунального хозяйства две. Во-первых, это накопленный "недоремонт". Нужно потратить астрономическую сумму - примерно 26 миллиардов рублей. Почти 5 тысяч домов требуют капитального ремонта. В 2010 году мы смогли привести в порядок две тысячи, но пока не успеваем за графиком. Вторая проблема - это состояние лифтового хозяйства. Из 32 тысяч городских лифтов 13 тысяч работают уже более 25 лет, а значит, требуют модернизации и особого внимания при обслуживании. Мы наращиваем темпы в этой области с 2003 года, но к плановой модернизации еще не пришли.

Развитие инженерно-энергетического комплекса города идет быстрее. Еще совсем недавно новое жилищное строительство тормозилось состоянием инфраструктуры, сейчас эта проблема снята - за последние годы мы ввели в строй 202 новые котельные, 33 энергетические подстанции, несколько очистных сооружений. Одновременно происходили и качественные изменения - отказались от очистки воды с помощью хлора и профилактических отключений горячего водоснабжения летом.

Для инженерно-энергетического комплекса болевая точка - состояние сетей. Большинство отключений происходит не из-за сбоев на подстанции, а из-за дефектов на пути к потребителю.

Олег Тришкин: В энергетике никто ничего не делал почти 15 лет, а сейчас инвестиции составляют 74 миллиарда рублей в год. Мы развивали станции, а сети отстали. Особая проблема - внутриквартальные коммуникации - на границе балансовой принадлежности.

РГ: Есть ли у городского правительства четкий план, как ликвидировать отставание?

Сергеев: Сейчас правительство Петербурга готовит концепцию реформирования ЖКХ на очередной период - закончилось действие документа, разработанного на период 2005-2010 годов. На следующие пять лет поставлена задача создать систему мониторинга состояния жилого фонда Петербурга, провести стопроцентную паспортизацию зданий. В сложных ситуациях мы установим технические средства слежения, тем самым снимется субъективность в оценке аварийности, уменьшится возможность для отдельных злоупотреблений.

Еще одним новшеством может стать создание региональной системы капитального ремонта жилого фонда. В числе предложений - создание "жилого пенсионного фонда" Санкт-Петербурга. Въехав в новый дом, гражданин будет регулярно отчислять деньги в такой фонд, и через 10 лет средства на ремонт той или иной общедомовой системы не нужно будет где-то изыскивать, они уже будут накоплены. При этом город готов вкладывать в такое нововведение и собственные средства.

Новый документ должен пройти широкое общественное обсуждение. Но мы подчеркиваем, что движение реформы невозможно без участия собственника. Формы могут быть самыми разными - генерация идей, предложения, контроль исполнения и так далее, но силами чиновников ситуацию с места не сдвинуть. Только 12 процентов жилого фонда Санкт-Петербурга принадлежит городу и федеральным структурам, остальные 88 процентов - частная собственность.

РГ: Оправдываются ли надежды на приход в сферу обслуживания ЖКХ частных компаний, которые привела за собой реформа?

Юрий Осипов: В ходе реформы нам прежде всего удалось демонополизировать рынок услуг в сфере ЖКХ. Сейчас он поделен примерно поровну между государственными и частными компаниями, и это основное достижение. Теперь жители могут выбрать, с кем заключить договор. При этом реформа не подразумевает, что чиновничья рука или нос лезли в дела частной компании. Жителям самим необходимо осознать, что имущество нужно обслуживать, и делать это качественно.

В этом смысле изменения идут медленно. Люди пассивно соглашаются с тем, как обстоят дела. Но ведь не чиновник, а собственник должен выбирать, кто работает лучше. Возможно, этому смогут помочь рейтинги управляющих компаний в Интернете, создание саморегулируемых организаций. Все это - следующий шаг реформы.

Владимир Гайдей: Нужно понимать все же, что ЖКХ - это не только бизнес, но и социальная сфера. Возможно, с развитием реформы рынок уменьшится. Недобросовестные компании вытеснят честные игроки. Сейчас сменить управляющую компанию можно только через суд, если же будут созданы СРО - они смогут решать проблему быстрее, с помощью своего третейского суда.

Олег Громов: Стоит отметить, что все это верно для Петербурга, крупного города. В отдалении от центра взаимодействие власти и бизнеса идет тяжело. Во-первых, чиновники не стремятся менять налаженную систему. А во-вторых, это потребует вложений. Бюджет же небольших поселений довольно скромен, а инвесторы не находят в таких местах ничего привлекательного - ни рынка сбыта, ни достаточной и квалифицированной рабочей силы.

Что касается необходимости энергосбережения, то и тут можно говорить о несовершенстве как закона, так и практической ситуации. Например, компаниям сейчас необходимо провести энергоаудит, но дело это настолько новое, что вызывает вопросы как в качестве проводимой работы, так и в чистоплотности отдельных фирм-исполнителей. Кроме того, оплатить необходимо не только саму проверку, но и ее результат.

Сейчас энергопаспорт стоит от 20 до 50 тысяч рублей - небольшим компаниям просто негде взять эти деньги. Отдельный вопрос - социальные учреждения. Где брать средства на их энергоаудирование?

РГ: А где искать средства для модернизации? И можно ли достичь результатов без существенного увеличения тарифов для населения?

Яков Бляшко: Без помощи государства обойтись пока невозможно, потому что люди пока не понимают, что от них хотят, особенно в небольших городах. Есть недопонимание и среди экспертов. Например, для небольших населенных пунктов можно строить малые ГЭС на 20 киловатт и не тянуть 80 километров электросетей. Такие решения у нас пока принимать не умеют.

Сергеев: Государство не поворачивается к гражданам спиной. Например, капитальный ремонт ведется в основном за счет городского бюджета. В то же время нужно отдавать себе отчет, что рост тарифов продолжится, это объективная данность, которая связана и с инфляцией, и с ростом цен на энергоносители. Плавный, сдержанный рост - к этой мысли нужно привыкнуть.

Дмитрий Коптин: Наши жители, к сожалению, еще не умеют экономить. Сейчас наступает перелом - люди задумываются, ставят счетчики на воду, двухтарифные счетчики электроэнергии, покупают энергосберегающие лампы. Но основным источником финансирования реформы все же должны быть долгосрочные кредиты, которые в свою очередь позволяют вводить долгосрочные параметры регулирования тарифов, - это тоже шаг в пользу граждан.

РГ: Последние события в этом не убеждают. Когда будет поставлена точка в деле так называемой "тринадцатой квитанции"?

Валерий Вогачев: Вопрос уже закрыт. Министерством регионального развития разослано письмо, в котором указано, что корректировка счетов по квартплате будет проведена и в 2011 году.

Точка поставлена еще и тем, что большинство граждан дополнительные счета оплатили. Январь - время после новогодних праздников - традиционно считается провальным с точки зрения собираемости квартплаты. В этом же году люди оплатили в полтора раза больше, чем обычно, - на 1 миллиард рублей, хотя повышение тарифов составило всего 15 процентов. То есть граждане сами признали законность "тринадцатой квитанции".

РГ: Подводя итоги сегодняшней встречи, хочется спросить: в каком направлении надо двигаться системе ЖКХ?

Осипов: Все основные шаги уже сделаны, но результаты появятся только тогда, когда будет создано настоящее гражданское общество. Люди должны осознавать: они платят деньги и должны иметь соответствующую услугу в полном объеме.

Бляшко: Фактически стоит задача воспитать человека с другим отношением к энергоресурсам - в нашей самой богатой энергоресурсами стране.

Экономика ЖКХ Санкт-Петербург Северо-Запад