16.02.2011 13:11
Спорт

Эксперт: Постоянная прописка Дакара в России - свершившийся факт

Текст:  Валерий Хлебутин
Читать на сайте RG.RU

В автоспортивной среде довольно часто возникают дискуссии на тему статуса и престижности той или иной гонки. При этом обсуждаются основные мировые турниры - Кубок Мира по ралли-рейдам и Кубок Европы по бахам. Пристрастному разбору подвергаются Чемпионат и Кубок России, в чей адрес последнее время нацелено немало критических стрел. Конечно, у всех на устах венценосная гонка - Дакар, представляющая собой своеобразный Олимп ралли-рейдов. Сравнивая и сопоставляя уровень турниров, безусловное первенство отдается традиционной Дакаровской гонке, как наиболее сложному и одновременно престижному соревнованию. Победа на Дакаре почетна, она приравнивается к олимпийским победам. Чемпионы Дакара обретают всемирную славу, становятся национальными героями в своих странах.

Само слово "Дакар" вслед за словом "Баха" давным-давно сделалось нарицательным, все меньше географически отвечая своему изначальному смыслу. Когда-то словосочетание "Париж - Дакар" было столь устойчивым, что казалось, стартуй гонка не из Парижа так это уже будет какая-то совсем другая гонка, неправильная. Дакар давно перестал стартовать в Париже, место старта кочевало от одной точки к другой, прописавшись в итоге в Лиссабоне. И что? Случилось что-либо катастрофическое? Да ничего подобного. Строго говоря, западная Европа, по которой традиционно проходили первые этапы Дакаровской гонки, не вполне подходящая для соревнований территория. И то обстоятельство, что старт давался именно с Европейского континента, это не более, чем дань традиции стартовать из наиболее удобного места сбора участников соревнования. Спортивный аспект играл здесь последнюю роль. В итоге Дакар сохранил за собой привычное всем имя и покинул "родину". Он  перебрался за океан, прописавшись в Аргентине и Чили. Стал ли Дакар от этого менее престижным, и пострадал ли хоть один состязательный аспект в результате такого перемещения? Думаю, нет. Не пострадал, как не пострадала традиционная мексиканская "Баха-1000 миль" от того, что подарила свое имя отдельному направлению в соревнованиях по ралли-рейдам. Бахи теперь проводятся повсеместно в мире, по ним даже устроен специальный Кубок Европы.  В свою очередь столица Сенегала - Дакар, дала имя отдельному виду автоспортивных соревнований, имеющих собственный стандарт сложностей для участников и уровень организации и судейства.

Таким образом, факт миграции Дакара с одного континента на другой - это отражение объективного процесса, происходящего в автоспорте. Он отвечает задаче наиболее полного соответствия уровня соревнования всем важнейшим его аспектам, включая безопасность и развитость инфраструктурной среды. В этом смысле Дакару куда уютнее в Америке, чем это было в опасных Африканских пустынях. Все-таки ценность человеческой жизни несопоставима ни с какими соображениями спортивной состязательности и прелестями экзотических  пейзажей Сахары.

Географическое и историческое развитие гонки не ограничилось переездом в Аргентину. Давно, еще во времена Африканского периода Дакара, среди специалистов подниматься вопрос о том, что единственной в году гонки уровня Дакара недостаточно для поддержания постоянно высокого тонуса всех его участников, включая организаторов, судей, спортсменов и всего персонала, задействованного в проведении состязаний. Требовался дополнительный импульс для постоянного притока свежих сил в лице новых команд и спортсменов. Годичный разрыв между стартами представлял собой слишком большую по времени дистанцию. Было ясно, что одной гонки мало, нужна гонка-дублер такого же высокого уровня, которая стала бы штатной ступенькой к Большому Дакару, образно говоря, воротами Дакара. Задачи эти были насущными, и сделалось очевидным, что Дакар необходимо тиражировать.

Однако, на пути реализации такой сложной задачи возникали огромные организационные трудности. Во-первых, требовалась исполинская территория, соразмерная континентальным масштабам великой гонки. Во-вторых, такая территория должна  быть максимально приближена к Европе - эпицентру развития внедорожного автоспорта. В-третьих, решение такой масштабной задачи требовало опытного партнера - резидента, обладающего огромным организаторским ресурсом по проведению мероприятий подобного рода. Все эти условия были соблюдены, когда стандарт Дакара в 2009-м году впервые получил прописку на российской земле. Это стало возможным благодаря коллективу команды "КАМАЗ-мастер". Авторитет КАМАЗа на международной арене, его спортивные достижения и интегрированность в мировой автоспорт, его богатый опыт участия в проведении аналогичных евразийских гонок, все вместе послужило основной предпосылкой к переезду Дакара в Россию.

Гонка "Шелковый путь 2009" в своем первом издании, по всем параметрам отвечала уровню традиционного Дакара и дала дополнительный импульс реализации идеи его серийного тиражирования. Идея эта выражена понятием - "Серия Дакар". Понятием, ставшим официальным брэндом, подтверждающим соответствие спортивно-организационных кондиций гонки, высочайшему стандарту Дакара. Смысл, безусловно, ясен - российский "Шелковый путь" это тот же Дакар, проходящий по другой территории.

Интерес к гонке был огромным. Репортажи велись на 190 стран мира. Старт марафона давала Казань. Власти республики Татарстан и организаторы гонки во главе с Семеном Якубовым, смогли организовать на старте настоящий праздник республиканского масштаба. Любое спортивное событие международного уровня, будь то Олимпийские игры или Чемпионаты мира по отдельным видам спорта, традиционно сопровождаются торжественными мероприятиями. Татарстан приветствовал гонку, как спортивное явление мирового уровня. Даже для самых  титулованных, опытных участников, видавших на своем веку немало стартов и торжеств в разных городах и странах, такой прием оказался очень приятным сюрпризом.

Впрочем, сюрпризов в части организации "Шелкового пути" было много. Это и неповторимо прекрасный маршрут, и первоклассные бивуаки, способные принять, комфортно разместить и вкусно накормить одновременно 1000 человек. Это отменно организованная топливная логистика на всем маршруте следования гонки. Это мобильный авиационный отряд из 12-ти воздушных судов. Это прекрасно организованная связь и работа прессы, обеспечившей радио- и телетрансляции на весь мир. Это личное внимание к гонке первых руководителей государств, по территории которых она проходила.

Напомню, что гонка стартовала в России, пересекла Казахстан, и финишировала в столице Туркменистана - Ашхабаде. Абсолютно все участники, официальные лица, пресса и общественность отметили, что "Шелковый путь 2009" стал самым выдающимся в истории ралли-марафоном, прошедшим по территории Евразии. Уже в первый год проведения, международные обозреватели назвали и признали "Шелковый путь" вторым Дакаром. Было отмечено, что постоянной прописке Дакара в России способствуют такие факторы, как ее необъятный простор, наличие различных природно-климатических зон, бесконечное многообразие ландшафтов и дорожных покрытий, прекрасный уровень организации соревнования.

Очень важным является и то, что Россия это Европа. Здесь по меркам ралли-рейдов все рядом. Основная масса участников - европейцы. В России они чувствуют себя, как дома. Это очень важный аспект, завязанный на удобстве доставки спортивной техники, командной инфраструктуры и даже времени телевизионных трансляций на Европу и мир. Успешно проведенная гонка стала заявкой организаторов на зрелость и состоятельность, как коллектива способного к организации соревнований высокого международного уровня.

Еще больший, практически триумфальный успех второго издания "Шелкового пути" в 2010-м году, прошедшего целиком по территории России, полностью снял с повестки дня вопрос о клонировании Дакара. Стало понятно, что гонка - дублер и есть. Она вновь, уже во второй раз, с еще большей убедительностью продемонстрировала возможности команды российских организаторов проводить у себя на территории гонки наивысшей категории сложности и столь же высокого уровня организации. Гонка полностью соответствовала целям, ради которых создавалась. В автомобильном спорте, в различных дисциплинах, на различном уровне, от клубного, до уровня мирового чемпионства, принимают участие тысячи спортсменов.

Смотреть фоторепортаж Дмитрия Кощеева

Стремление их к Дакару велико, но ступень отделяющая Дакар от гонок иного класса, столь высока, что с одного раза ее не взять. У новичков и у гонщиков среднего уровня нет адаптации к стандартам Дакара. Такая гонка, как "Шелковый путь" задает эти стандарты, мотивирует новичков и молодые команды к совершенствованию своей техники, к повышению личного спортивного мастерства. Гонка демократична. В живом общении с теми великими мастерами, кого можно было наблюдать только на экранах телевизоров и с придыханием следить за их борьбой, есть возможность перенять их опыт, познакомиться с ними лично, установить полезные прямые контакты. Здесь можно увидеть машины, представляющие авангард мировых научно-технических достижений в области спортивного автомобилестроения.

В конце концов, "Шелковый путь" позволяет любому спортсмену в условиях очной борьбы сравнить свои умения с мастерством великих гонщиков. Это огромная практическая школа, которая, как благотворная инъекция, как активный химический катализатор, позволяет отечественному (да и не только отечественному) автоспорту развиваться ускоренным темпом, форсируя рубежи естественного роста. "Шелковый путь" это не столь дорогостоящая по сравнению с классическим Дакаром, но весьма многомерная по своим задачам гонка, представляющая собой и школу для подрастающих команд и пилотов, и полигон по обмену передовым опытом, и пропуск в кулуары международного автоспортивного сообщества. Это ручей постоянной кадровой подпитки Дакара контингентом вполне подготовленных, квалифицированных, технически оснащенных гонщиков и команд.

Перечень целей, которые ставят перед гонкой ее организаторы, не исчерпывается спортивными аспектами. Он намного обширнее и выходит далеко за рамки чистого спорта. Так, скажем, сама география маршрута проложенного через всю центральную Россию, миллионы заинтересованных зрителей в почти двухстах странах мира,  ежедневно следящих за ходом ралли, предопределяют задачу организаторов гонки явить миру приветливое и гостеприимное лицо современной России, привлечь внимание мировой общественности к успешному ходу строительных работ по возведению сотен олимпийских объектов в Сочи. Решению этих задач, в частности, способствует особый подход организаторов к выбору  мест торжественных стартов.

Я уже сказал выше, каким праздничным и интересным был старт в Казани. Зарубежные участники и многочисленные журналисты имели возможность познакомиться с прекрасным, красивым,  современным, динамично развивающимся российским городом. Они на себе ощутили тепло и радушие горожан, их дружелюбие и гостеприимство. В 2010-м году старт давал Санкт-Петербург. Для тех, кто никогда не был в городе на Неве, пребывание в нем стало фактом биографии. Город ошеломил участников своим величием и красотой. "Музей под открытым небом" - вот определение, которое звучало в эфир всего мира, когда улицы и площади Питера сделались на время частью маршрута гонки.

В то время, когда "Шелковый путь 2010" только еще готовился, и место старта было названо в виде предположения, уже одно только упоминание великого города, вызвало волнение и лихорадочный интерес к данному факту. То, что для нас, россиян, кажется естественным и привычным, для иностранцев, порой, предстает особым знаком необыкновенного отношения организаторов к событию гонки, когда рутинные протокольные мероприятия старта и финиша, связываются с местоположением планетарно значимых объектов мирового культурного наследия.

Дворцовая площадь в Санкт Петербурге в 2010-м году, Красная площадь в Москве - в 2011-м. Уже только один этот факт вызывает подлинный восторг и прессы, и гонщиков. Он стал сертификатом качества "Шелкового пути", свидетельствуя о серьезности подхода  организаторов к своему делу. Оказывая влияние на формирование положительного имиджа России, организаторы гонки "Шелковый путь" не только слышат, но читают и видят на экранах зарубежного телевидения восторженные отзывы о впечатлениях участников, которые они получают, находясь в нашей стране. Такая обратная связь подтверждает, что в этом направлении работа организаторов гонки не проходит бесследно и имеет очень хороший  результат.

Но обмен столь внушительными мандатами качества, это процесс обоюдный, двухсторонний. России есть, что показать, но и российский болельщик получает взамен спортивное зрелище первоклассного качества. Настоящий Дакар в России это, безусловно, большой подарок. Ведь это ни где-то там  за океаном развернутся захватывающие события острой конкурентной борьбы мировых грандов. Это вот здесь, рядом, по знакомым местам, по городам и их окрестностям, со знакомыми с детства названиями, пойдут биться за результат Сайнс и Аль Атьях, Петрансель и Рома, Лопрайс и Кабиров. Это будет происходить на тех самых знакомых дорогах и проселках, по которым кто-то едет на дачу, кто-то живет по соседству, у кого-то там прошло его детство. Все близко и понятно, но все в новом качестве, все станет ареной спортивного события мирового значения. Опыт показал, что те места, по которым успел прокатиться пелетон "Шелкового пути" в прошлые годы, необратимо инфицированы бациллой интереса к автомобильным гонкам. И это прекрасно.

Не менее важным является и то, что проведение в России гонок серии Дакар нашло поддержку на самом высоком правительственном уровне. Достаточно сказать, что во время проведения соревнований их посетили президент России Дмитрий Медведев в 2009-м году, и премьер-министр Владимир Путин в 2010-м. Руководство России приветствует такое начинание и оказывает ему внимание, обеспечивая тем самым режим наибольшего благоприятствования в решении организационных вопросов.

А как обстоит дело со спортивной составляющей? Ведь были же разговоры когда Дакар менял Африканскую дислокацию на Южно-Американскую, что, мол, Атакама - это не Сахара, что "феш-феш" не тот, что грунт другой, и вообще все не так. Были. Не только были, они и теперь еще звучат из разных источников. Давайте попробуем разобраться и с этими важными вопросами. Ну, во-первых, на многие из них ответы получены. Практика, как известно, критерий истины. А истина в данном случае состоит в том, что сами участники оценили и Южно-Американскую, и российскую гонки, как весьма интересные, не уступающие Африканской по сложности. Атакама, действительно, не Сахара, но не менее сложна, трудна и коварна.  И в Аргентине, и в Чили есть буквально все, что требуется для выяснения спортивных отношений. А "феш-феш" американский, как оказалось, это еще та "пудреница", такую специально поискать, так вряд ли где еще и отыщешь, разве что у нас в Калмыкии в сухое лето. Одним словом, гоняться есть где.

С этим ясно. Обычно сетования о том, что с уходом из Африки все упростилось, относятся к отсутствию на маршруте пустыни Сахары. А как в этом смысле выглядит Россия? Ведь у нас ни Сахары, ни Атакамы нет. Это правда, таких крутых песков мы не имеем. У нас есть песчаные участки, но было бы утрированным патриотизмом присваивать им качества всемирно известных пустынь.

Разъяснение начнем с того, что сам формат "Шелкового пути", предопределенный уже описанными целями гонки, как раз и не требует наличия особо сложных и тяжелых песков. Наши пески это учебное пособие, испытательная ступень перед песками Дакара. Для основного контингента соревнующихся гонщиков  это ровно то, что надо для обретения опыта. Впрочем, наши-то пески, хоть и не простираются на тысячи километров, но представляют собой очень коварный участок дистанции гонки. Достаточно сказать, что именно пески в прошлый раз стали непреодолимым препятствием для одного из экипажей топ-команды Фольксвагена.

Смотреть фоторепортаж Светланы Брайловской и Глеба Буреева

Однако, так ли уж важно заострять внимание на аспекте несоответствия Африке? Полагаю, что нет. Более того, пусть это покажется странным, а для кого-то и удивительным, но как специалист, как бывший спортсмен и тренер смею утверждать, что отсутствие по-настоящему тяжелых песков не вредит состязательности, а, напротив, обостряет ее. Попробую объяснить это "революционное" утверждение. Обратите внимание на то, как складывается разрыв во времени между участниками на равнинных прямых скоростных участках. Автомобили проходят сотни километров СУ, при этом первая десятка может прибыть к финишу с разрывом в пару минут между лидером и десятым. Та же история в серединке пелетона. Разница во времени экипажей незначительная. Надежда на успех в следующий день у каждого велика и амбиции подогреты уверенностью в том, что ничего не потеряно, все можно наверстать и победить. Это особенно важно, если марафон не так продолжителен, как Дакар.

Что же происходит с временными разрывами экипажей после по-настоящему тяжелых песчаных участков? Просто возьмите и посмотрите статистику. Обидно, но для большинства участников, "песочница" становится тем импровизированным гандикапом, после которого борьба для них становится уже номинальной. Для многих начинает действовать утешительный олимпийский принцип - "главное не победа, а участие". Разрывы во времени экипажей становятся столь ощутимы, что всякая борьба за место делается бессмысленной. Практически, гонке конец, но при этом песок всего лишь один из элементов спортивного пилотирования. К тому же он столь коварен, что фактор случайности, везения, играет едва ли не более важную роль, чем, собственно, умение управляться в песках. Вот поэтому я позволяю себе утверждать, что пески не самое главное в ралли-рейдах. Они, безусловно, украшают гонку, но это при условии, что все прочее перед ними меркнет в остроте и красоте спортивной схватки. Если же разнообразие состязательных условий обширно, если равнины сменяются холмами, если с глины машины выезжают на чернозем, если есть лесные и степные участки, если есть броды и горные серпантины, то это гарантия острой и интересной спортивной борьбы от начала до конца. Все мною описанное, и есть условия российских гонок. У нас есть абсолютно все. Поэтому постоянная прописка Дакара в России - это свершившийся факт.

В 2011-м году гонка "Шелковый путь" обретет ряд новых качеств. Во-первых, организаторы добавят песка, увеличив "песочницу" в полтора раза. Сложность трассы увеличится процентов на 30. Количество стартующих участников также значительно возрастет. Прогнозируется прирост их числа в полтора раза. Меняется и состав участников. Так в этом году впервые ожидается участие команды БМВ, во главе со Стефаном Петранселем. Это существенный факт, отражающий рост популярности гонки, рост качественного представительства, и рост уровня состязательности. Принципиальная дуэль между БМВ и Фольксвагеном, затеянная на Дакаре 2011, сможет продолжиться на дорогах России.

В 2011-м году, по согласованию с Российской автомобильной федерацией, международная гонка "Шелковый путь" будет совмещена с одним из этапов Чемпионата России по ралли-рейдам. Это означает, что в гоночном зачете сойдутся лучшие российские автогонщики и лучшие представители зарубежного гоночного бомонда - лидеры мирового рейтинга. Качественный рост гонки "Шелковый путь" налицо. Так происходит с первого выпуска гонки, вектор развития направлен вверх. Каждый очередной выпуск - лучше предшествующего. Обеспечению этого условия должна отвечать и организационная составляющая. Растет гонка - растет и уровень ее организации.

Конечно, было бы преувеличением говорить, что все свершилось - Дакар наш, и точка. Дакар действительно теперь наш - российский, но свершилось еще не все. Перед Семеном Якубовым - главным действующим лицом "Шелкового пути", перед коллективом устроителей стоят огромные по сложности организационные вопросы. Мероприятие пребывает в состоянии активного роста. У него есть значительный потенциал развития, совершенствования. Ведь задача повторить Дакар уже не стоит. В организационном и спортивном плане она была решена коллективом еще два года назад. Это не предел. Хочется сделать лучше. Ведь мы - русские, мы всегда хотим лучшего, всего самого-самого. И если все будет, как намечено, то этой задумке быть.

Справка "РГ"

Валерий Хлебутин - зксперт и инструктор по автоспорту. Интернет-обозреватель гонки Париж-Дакар. Член союза журналистов России. Мастер спорта международного класса. Ветеран ралли рейдов России. Многократный участник Чемпионатов и Кубков России по ралли-рейдам, по джип-спринту, по джип-триалу. Многократный победитель этапов Чемпионата России. Организатор и тренер команды "Сапсан Автоспорт" и "Москва-ЗИЛ". Штурман и тренер двукратного победителя Кубка Мира - Сергея Шмакова. Участник, многократный призёр и победитель розыгрыша Кубка  Мира по Ралли-рейдам.

Автомото Татарстан Волга-Кама