Сегодня во всем мире идет реорганизация иновещания как такового. Идет пересмотр способов вещания на зарубежные страны, поиск новых подходов. Радиостанция "Голос России" в этом плане не исключение. Сохраняя традиционное коротковолновое вещание, охватывающее аудиторию из более чем 160 стран мира на всех континентах, радиостанция осваивает новые частотные диапазоны, внедряет современные технологии в производство и распространение программ. Более чем в 120 городах стран ближнего и дальнего зарубежья "Голос России" вещает на наиболее слушаемых FM-частотах. В 40 городах и их окрестностях в Европе и Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии и Китае можно услышать сигнал радиостанции не только на коротких, но и на средних волнах. А с 2011 года "Голос России" открыл круглосуточное средневолновое вещание и в Нью-Йорке. О поиске новых форм и о том, как расположить к себе разноязычную мировую аудиторию, обозреватель "РГ" поговорила с руководителем радиостанции Андреем Быстрицким.
Российская газета: Андрей Георгиевич, знаю, что из США к вам приходит много писем, вашу радиостанцию там сразу хорошо приняли, потому что вы рассказываете американским слушателям о том, как живут люди в России.
Андрей Быстрицкий: Ну, в Америке "Голос России" вещает давно, другое дело, что не на местных частотах. Одна из наших целей - приблизить вещание в доступных формах к самой аудитории. Помимо Нью-Йорка, мы вскоре начнем вещание и в Вашингтоне.
РГ: А много людей вас cмогут слушать в Нью-Йорке и Вашингтоне?
Быстрицкий: Все, у кого есть радиоприемники. В такси, на улицах, в офисах, в магазинах… Также с помощью цифровых технологий - мобильная телефония, Интернет... Любая доступная форма вещания. В США ведем трансляции радиопередач на английском языке. Надеемся, что в ближайшее время у нас сложится и с Лондоном. Определенные успехи у нас есть в ряде регионов СНГ и в странах Балтии. В том смысле, что у нас там более сотни партнеров. В большинстве стран СНГ мы вещаем достаточно полно в FM-диапазоне - в Киеве, в Бишкеке, других столицах стран СНГ…. И не только на русском, но и на местных языках. Все зависит от конкретной ситуации. В последнее время впервые открыто вещание на казахском, латышском, таджикском, литовском языках. Шесть часов в сутки "Голос России" теперь производит и на украинском языке. Кстати, в ряде городов Украины "Голос России" говорит и по-русски, и по-украински круглые сутки.
РГ: Ваш Интернет-портал - на 37 языках. А сколько, к примеру, языков у Би-Би-Си?
Быстрицкий: Больше. Но ненамного. Они сейчас отказываются от ряда направлений вещания. Например, что касается русской службы Би-Би-Си, то они оставляют только Интернет-вещание. У них сейчас, как и у многих других, происходят большие изменения. Но я бы не хотел оценивать коллег. Они меняются исходя из своих планов и финансовых возможностей. То же самое можно сказать и о "Голосе России". Мы надеемся, например, что у нас вскоре начнется полноценное вещание в Стамбуле и в других городах Турции. "Голос России" сейчас можно слушать в Индии, в Афганистане и в Ираке и на ФМ, что важно…
РГ: А в горячих точках - Египте и Тунисе?
Быстрицкий: Там мы вещаем через Интернет и спутник, и в традиционном эфире. Потому что в Египте очень сложно получить местную частоту. Но у нас эти вопросы также на повестке дня. И мы планируем продвинуться и дальше по части вещания в основных городах и странах арабского мира.
В настоящий момент способов доставки информации много. В арабском мире популярно прямое спутниковое вещание. Такое же есть и в Америке. Например, если американец путешествует на машине на большое расстояние, то он постоянно в поле видения спутника, который раздает программы.
РГ: То есть способов доставки информации много. Главное, чтобы именно вашу радиостанцию слушали. Правильно я понимаю вашу мысль?
Быстрицкий: Да. Главное, чтобы информацию потребляли. Это очень непростой вопрос, который, конечно же, требует усилий по продвижению своего продукта. Потому что сегодня существует колоссальное количество источников информации и надо, чтобы люди знали, на что и как им обращать внимание. И достучаться до своей аудитории не так просто.
РГ: Сейчас многие радиостанции запускают свое телевидение. У вас нет таких планов?
Быстрицкий: Конечно, конвергенция происходит. Но у нас нет планов по организации телевидения. Для этого нужно слишком много ресурсов, да и к тому же существует вполне профессиональное телевидение с теми же задачами, что и наша радиостанция - канал Russia Today, который вещает на трех языках. Другое дело, что в Интернет-вещании и мобильной телефонии мы пытаемся организовать собственный видеоряд с картинками и слайдами. Определенную часть аудитории это привлекает. Но единого рецепта как привлечь аудиторию - не существует. Это множество форм и способов.
РГ: Я была у вас на экскурсии и видела новую современную цифровую студию для подготовки радиопередач.
Быстрицкий: На нынешний момент возможности управления контентом существенно расширились. Все собирается разными способами, архивируется… Технические достижения колоссальные. Новая цифровая студия - это комплекс, который позволяет работать с удаленными бюро, находящимися за пределами России, в сотнях и тысячах километров. Он обеспечивает взаимодействие нескольких студий одновременно в процессе подготовки программ и позволяет осуществлять включение прямого эфира во время трансляции записи передач. С его помощью можно делать радиомосты с любой точкой Земли по всем каналам связи. А цифровые каналы передачи звука позволяют создавать программы и выдавать их в эфир с наивысшим качеством звучания. Все сотрудники в любой стране пользуются общей базой данных, единой системой верстки. Это очень важно и с психологической точки зрения.
РГ: То есть, образно говоря, земной шарик в этом плане стал еще меньше.
Быстрицкий: Да. Новые коммуникационные технологии развиваются очень быстро. Много источников информации. Какая разница, где вы находитесь, если можно посмотреть любой сайт в Интернете.
РГ: Тогда почему люди переезжают с места на место?
Быстрицкий: Вопрос воздуха и атмосферы. Человек же не хочет смотреть только в экран компьютера. Ему хочется еще и выходить на улицу. И потом - работа… Не всякая может делаться дистанционно.
И ни один способ общения, который возникает - Интернет, телефон, радио, не отменяет других. Все же Интернет, даже если вы используете видеосвязь или программу Skype, не позволяет в полной мере выражать людям свою эмоцию, как при общении вживую. Например, пожать руку через Интернет пока невозможно.
Современная жизнь открывает большие перспективы. И мы хотим быть максимально доступными. Но все же существенная часть наших аудиопрограмм делается в знакомых людям форматах. В отдельных странах "цифра" развивается быстрее, в отдельных - медленнее. Но даже там, где быстро, традиционное радиовещание не отменяется. Ни в Америке, ни в Австралии люди не отказываются от предыдущих способов коммуникации - приходится использовать все.
РГ: Но самый лучший промоушн - это "сарафанное радио", когда люди говорят друг другу: нужно слушать именно эту радиостанцию.
Быстрицкий: Да, формула "я услышал, и это было интересно" работает всегда. В Интернете выкладываются звуковые файлы, подкасты, их рекомендуют в социальных сетях. Мы сегодня имеем дело с весьма сложносочиненным миром с точки зрения сохранения и распространения информации. И надо уметь в нем ориентироваться и преуспевать.