18.02.2011 00:30
В мире

Экономика Египта рухнет, если в страну не вернутся отдыхающие

Революция в Египте уже обошлась стране в 7 миллиардов долларов.
Текст:  Виктор Фещенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №35 (5411)
Читать на сайте RG.RU

Пока политическую жизнь в Египте взяли под контроль военные, в своеобразного руководителя экономического развития превратился министр по делам древностей Захи Хавасс, который сообщил, что с субботы вновь откроют все музеи. Иными словами, туристам опять есть на что посмотреть в стране фараонов.

Хавасс организовал и лично провел экскурсию для журналистов по Египетскому национальному музею, что на площади Тахрир. Он показал масштабы нанесенного сокровищнице ущерба. По сравнению с тем, что сообщалось в прессе, они оказались сильно преувеличенными. Например, якобы пропавшая золотая маска Тутанхамона оказалась на своем месте, никем не тронутая.

Последовавшее чуть позже заявление военных о том, что в субботу ничего может и не открыться, получило куда меньший резонанс. И это неудивительно: туризм - основная статья дохода египетской экономики, которая за недели революции практически иссякла.

С 25 января по 11 февраля госказна Египта не досчиталась около семи миллиардов долларов. И это только уже подсчитанные реальные убытки. По разным подсчетам, косвенные потери и те, которые будут растянуты во времени, могут в сумме составить около трети египетского ВВП. В прошлом году он равнялся 216 миллиардам долларов.

При этом даже после свержения Мубарака ситуация улучшилась не сильно. Опьяненные свободой египтяне поголовно стали требовать от правительства повышения зарплаты и улучшения условий труда. Бастуют транспортники, банки, легкая промышленность, топливный сектор, журналисты, артисты, крестьяне. Ежедневные убытки от этих действий достигают 300 миллионов долларов.

До сих пор не работает египетская фондовая биржа. И армия поделать с этим ничего не может. Пока военные лишь активно пользуется услугами мобильных операторов, чтобы рассылать египтянам смс-сообщения с призывом вернуться к своим обязанностям и "не губить и без того подорванную экономику".

То, что особые надежды возлагаются именно на туризм, доказывают два любопытных факта. Во-первых, единственными, кому власти пошли на уступку и частично выполнили требования, оказались сотрудники аэропорта Каира. Забастовка прекратилась, и вчера главная воздушая гавань Египта уже работала в почти обычном режиме. А во-вторых, саму площадь Тахрир, на которой были сосредоточены 18-дневные протесты, предлагают сделать официальной туристической достопримечательностью.

Однако мир пока реагирует на сигналы египетских властей довольно прохладно. Запрет на посещение Египта сняли только Великобритания, Нидерланды и Германия. А вот Ростуризм, например, до сих пор рекомендует воздержаться от поездок в эту страну. Правда, по мнению временно исполняющего обязанности руководителя этого ведомства Александра Радькова, "МИД России может смягчить эту рекомендацию уже в ближайшее время". В любом случае, даже если египетский туризм будет восстанавливаться гигантскими темпами, в одиночку поднять экономику страны со дна он не сможет. И в любом случае Египту понадобятся многомиллиардные кредиты.

Египет