Как поведут себя цены на продовольствие весной? Этот вопрос "РГ" задала профильным ассоциациям. И обсудила сложившуюся ситуацию с нашим экспертом, советником Института современного развития Никитой Масленниковым.
Хлеб пока в раздумье
В Союзе мукомолов заверили: если зерна на рынке будет в достатке и цены на него не пойдут вверх, то мука и другие мучные изделия весной останутся на тех же ценовых позициях, что и сейчас.
В противном случае, предупреждает вице-президент союза Николай Рыбаков, цены вырастут довольно серьезно, так как удельный вес себестоимости мукомольной продукции на 85 процентов зависит от стоимости сырья, то есть зерна. Так что теперь, надо понимать, все зависит от того, насколько удачно государство проведет реализацию зерна из интервенционного фонда, которая началась в начале февраля. Первые итоги говорят о том, что цены на зерно начали стабилизироваться.
Молоко сбрасывает цену
"Роста цен на молоко ждать не стоит, а вот падение будет", - порадовал прогнозом исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов.
И это связано с двумя факторами. "Первый - сезонный. Производство сырого молока увеличивается, - поясняет эксперт. - А второй фактор заключается в том, что в этом году мы имеем нехорошую тенденцию к сокращению потребления молока по отношению к 2010 году. Но степень движения цен я бы пока прогнозировать не стал".
В Национальной мясной ассоциации никаких прогнозов давать не стали, объяснив, что сейчас слишком много факторов, которые могут повлиять на формирование цен на мясо. Ситуация пока неопределенная.
Сладкий сюрприз
В марте особых сюрпризов от сахара, скорее всего, ждать не стоит. А к осени они установятся на уровне 2009 года, примерно 24-25 рублей за килограмм, сообщили "РГ" в Союзе сахаропроизводителей России.
"Рост и падение цены на сахар обычно зависит от биржевых котировок, - напомнил председатель правления Союзроссахара Андрей Бодин. - Но в данном случае на проблему нужно смотреть глубже. Правительство приняло комплекс мер для снижения продовольственной инфляции. С 1 марта этого года импортная пошлина на сахар будет снижена до 50 долларов за тонну. Также рассматривается вопрос о возможности использования сахара из госрезервов в тех регионах, где могут возникнуть напряженная ситуация с его поставками.
Таким образом, на рынке сформировались серьезные предпосылки к формированию серьезной базы для выравнивания в марте внутренних цен на сахар. А в дальнейшем все будет определять себестоимость, которая сформируется у импортеров.
Картофель и овощи: взгляд из Украины
Украинский портал "АПК-Информ: овощи и фрукты" еженедельно рассчитывает для своих экспортеров плодоовощной ценовой индекс, который помогает отслеживать ситуацию на российском рынке. Мы попросили руководителя проекта Андрея Ярмака сделать свой прогноз специально для "РГ".
По его мнению, сейчас на российском рынке предложение и спрос на овощи и картофель достаточно сбалансированы. Объясняется это достаточно активным импортом, который был рекордно большим в первую половину сезона (сезон длится с июля предыдущего года по июнь нынешнего). А большая доля импорта, понятно, объясняется экстремальными погодными условиями лета-2010.
Поэтому, по данным Андрея Ярмака, в последние две недели цены на овощи и картофель имели тенденцию к снижению. Справедливости ради надо сказать, что в России мы пока эту тенденцию не заметили. Тем не менее, эксперт прогнозирует, что в ближайшие две-три недели цены на овощи и картофель будут сравнительно стабильными, что обусловлено наличием достаточных запасов. Но передышка будет небольшой.
"К маю овощи и картофель все-таки подорожают, - говорит Ярмак, - поскольку запасы отечественного товара по-прежнему ниже прошлогодних, а цены на эти товары в Европе выше, чем обычно. Поэтому цена будет расти в среднем на 10-15 процентов в месяц, начиная с марта". И объясняет, почему. Уже появляются на прилавках тепличные огурцы отечественного производства, что обычно приводит к росту цен. Помидоры выйдут на рынок через месяц, и тоже повысят стоимость овощной корзины.
В конце марта огурцы и помидоры, правда, могут подешеветь, но все равно цены будут оставаться сравнительно высокими - по краней мере до того момента, пока на рынок не выйдет продукция из пленочных теплиц. Но это произойдет только в июне. По зелени - тенденции схожие. Лишь чеснок на рынке - весь китайский, поэтому цены на него сравнительно стабильны.
Банановые яблоки
Яблоки в этом сезоне намного дороже, чем годом ранее по той же причине, что овощи и картофель: плохая погода плюс снижение производства во всем мире. Поэтому на рынке сейчас осталась преимущественно импортная продукция.
"Но в ближайшие месяцы резкого роста цен на яблоки уже не будет, -прогнозирует Андрей Ярмак. - Они уже настолько высоки, что потребление страдает. Кроме того, уже в марте на рынок начнут поступать яблоки нового урожая из Южного полушария, которые будут несколько дешевле, чем европейские. А в апреле предложение на рынке резко вырастет. Поэтому, если рост цен и будет, то не более 2-5 процентов в месяц. Похожая ситуация с грушей".
Сезон апельсинов заканчивается, но пока цены на них будут сравнительно стабильными. А вот бананы в этом году намного дороже, потому что усилилась конкуренция за эквадорскую продукцию, которую традиционно потребляет Россия. Но дальнейший рост цен в ближайшие месяцы также маловероятен и возможен только в случае проблем в Эквадоре. Более того, возможно снижение цен на бананы уже в апреле, хотя весьма незначительное".
Стакан уже наполовину полный
"Все кризисные моменты, которые ожидаются на алкогольном рынке, никак не повлияют на цены на спиртные напитки", - считает директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Однако он не исключает, что может возникнуть определенный дефицит алкоголя. К тому же дорожает именно дешевая продукция.
Например, нелегальная, но качественная заводская бутылка 0,5 литра в 2009 году продавалась в каждом магазине по 40-60 рублей. "Сейчас водки по установленной минимальной розничной цене - 98 рублей - очень мало, - поясняет эксперт. - В основном она продается от 110 рублей и дороже. Это, безусловно, приводит к сокращению легальных продаж нелегальной водки, но однозначно и к росту подпольного суррогатного производства и продаж".
При этом Дробиз не прогнозирует, что весной будет всеобщий рост или падение цен. Подорожание уже произошло, говорит он. И первая причина - ежегодный рост ставки акцизов примерно на 10 процентов. Вторая причина - установление минимальных розничных цен в соответствии с этими ставками. То есть выросли ставки, поднимаются минимальные розничные цены.
"Второй год у нас действует минимальная розничная цена на водку, она поднялась с 89 до 98 рублей, - напоминает собеседник "РГ". - С первого января выросла минимальная розничная цена и на коньяк - 193 рубля. И она в конце первого квартала, видимо, будет повышена. Так как отменено льготное налогообложение для некоторых производителей. Поэтому минимальная цена, по моим расчетам, будет на уровне примерно 210 рублей".
Главный принцип - не навреди
РГ: С начала февраля государство начало реализовывать зерно из интервенционного фонда. Теперь эксперты и специалисты должны оценить эффективность этой работы. И решить, что эффективнее: торговать зерном из фонда на бирже или распределять его между регионами. Какой механизм вы бы выбрали?
Масленников: Я сторонник рыночных интервенций. Это мера более прозрачная и заведомо менее коррупционная. В мире это хорошо известная практика. Российского опыта на этот счет, правда, маловато и он противоречив (государство пару раз проводило интервенции не вовремя и "промахивалось"). Отсюда и страхи, как бы вновь не ошибиться. Отсюда и тяга к более простым решениям - раздать всем квоты.
Может быть, так и надо? Не знаю. Если нет готовности к интервенциям, то, конечно, лучше не браться. Но решать наполовину - и квоты, и рынок - означает лишь обострить и запутать ситуацию. Тут либо так, либо эдак, третьего не дано. Уже состоявшиеся торги показали, что спрос есть. Механизм востребован, пора включать его "по полной".
РГ: В некоторых регионах картофель и гречка уже давно подорожали на 30 процентов. Но государство не использовало свое право ограничить торговую наценку. Почему этот механизм не используется? И правильно ли это, ведь торговля чувствует свою безнаказанность.
Масленников: Администрирование цен - всегда решение очень тяжелое и богатое негативными последствиями (дефициты, теневой рынок, психологическая напряженность населения, сравнимая, пожалуй, с введением чрезвычайного положения и т.п.). Поэтому здесь, как говорится, семь раз отмерь… Тем более что летом и осенью подобное уже проходили и разруливали шоки увеличением предложения за счет импорта и нового урожая, а также действий ФАС и прокуратуры.
Сейчас инфляционная волна пошла на убыль: февральский рост цен ожидается вдвое меньшим, чем в январе (около 1,3 процента). Снижаются и средненедельные ценовые приросты по картофелю и гречке: 31 января к 24 января - 100,8 и 102,5 процента соответственно, 14 февраля к 7 февраля уже 100,1 и 102,2 процента.
Отсюда и стремление регуляторов, полагаю, посмотреть, как пойдут дела дальше. Хотя, конечно, нужна готовность к различным сценариям развития рыночной ситуации.
РГ: Тем временем депутаты предлагают отдать регионам норму по ограничению торговой наценки на социально значимые продукты. Вы с этим согласны?
Масленников: На мой взгляд, это сейчас излишне. Пока достаточно норм, уже прописанных в законе о торговле. Кроме того, региональное "творчество" заключает в себе неслабый риск еще большей локализации рынков продовольствия. Следующий шаг - контролировать покупателей (например, не продавать по регулируемым ценам приезжим и т.п.). Все это цвело уже пышным цветом в 1990-е. Возвращаться в эту "реку" нет смысла.
РГ: Тогда, может быть, работу губернаторов оценивать и по ситуации на продовольственном рынке? Почему в Татарстане могут сделать ярмарки, где продукты на 50 процентов дешевле, чем в магазинах, а кто-то в это время сидит, сложа руки?
Масленников: Дело не в критериях оценки. Их у губернаторов более чем достаточно, как минимум, несколько десятков. Проблема в общей рыночной культуре (если хотите, экономическом бескультурье) значительной части руководителей, отсутствии реальных стратегий развития территорий (Татарстан как раз в ряду исключений), неумение поддерживать региональный агробизнес и торговые сети, плохом инвестклимате и т.п.
Поэтому, мне думается, текущая ситуация с продовольствием - это скорее повод не столько для введения еще одного частного критерия оценки, сколько для перезагрузки всей региональной политики (включая и межбюджетные отношения), и для серьезных перемен в механизмах подбора и ротации губернаторских кадров.
РГ: Как вы считаете, нужно создать в России министерство продовольствия?
Масленников: У нас уже есть минсельхоз. И это "не двоечник". Успехи у российского аграрного сектора есть. До летних аномалий с погодой он уже практически вышел на докризисные рубежи. Резервов, между тем, тоже немало. Я считаю, что главное направление здесь - предстоящая бюджетная реформа с переводом министерств на программно-целевой подход в реализации их полномочий.
Минсельхоз, понятно, будет отвечать за несколько долгосрочных госпрограмм. При этом, что важно, использовать не только бюджетные средства, но и все другие регулятивные возможности в рамках своих полномочий (правоустанавливающие, правоприменительные, контрольно-надзорные, имущественные и финансовые инструменты, предоставление гарантий, организацию биржевой торговли, применение техрегулирования и т.п.).
Создать новую структуру - видимость решения проблемы. Содержательно изменить работу всего госуправления на основе новых принципов формирования и исполнения федерального и других бюджетов - много перспективнее.
РГ: На этой неделе в СМИ прошло сообщение, что в России могут создать государственный продовольственный фонд, который будет осуществлять госзакупки дешевого продовольствия для продажи его на рынке в периоды роста цен. На ваш взгляд, надо создавать такой фонд? И поможет ли он сбить цены на продовольствие?
Масленников: Я - за эту идею. Чем быстрее создадим, тем лучше. Следует, однако, воздержаться от безудержной эйфории по этому поводу. Как и любые интервенции (например, на валютном рынке), закупки и продажи продовольствия должны не ломать длинные тренды, которые складываются из баланса спроса и предложения на мировых и национальных рынках, а сглаживать ценовые колебания и делать ощутимую динамику цен максимально предсказуемой. Конъюнктура мировых рынков продовольствия такова, что повышение цен, похоже, только этим годом не ограничится.
Не случайно, в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в других международных организациях, в экспертном сообществе всерьез говорят об угрозе мирового продовольственного кризиса. Кстати, уже звучат предположения о создании резервов и о формировании глобальных механизмов их распределения, отчасти напоминающих российскую идею фонда продовольственных интервенций. Таким образом, мы в русле общемировой тенденции. Тем важнее переходить от обсуждений к практическому запуску проекта. Ведь сглаживать волатильность цен на длительном интервале и сбивать их на коротком - это две стороны одной медали.
РГ: Государство предполагает выпустить на рынок из Росрезерва для интервенций 300 тысяч тонн сахара. Торги могут начаться до 1 марта. Поможет ли это сбить цены на сахар или нужно предпринять другие меры?
Масленников: На мой взгляд, это нормальная мера, как я уже говорил, для сглаживания скачков цен. Их восходящий тренд, может быть, сломать и не удастся, но сделать динамику более предсказуемой вполне вероятно. Среди других мер стоило бы посмотреть на импортные пошлины и снижать их (хотя такое решение, вроде, есть) в зависимости от ситуации на рынке. Это способно расширить предложение на рынке. С этой же целью стоило бы поддержать (прежде всего, субсидированием процентной ставки по кредитам) отечественных производителей сахарной свеклы.
РГ: Если бы вам пришлось разрабатывать программу борьбы с продовольственной инфляцией, какие оперативные пункты вы бы в нее включили, а какие - на перспективу.
Масленников: Оперативные меры хорошо известны как правительству, так и экспертам. В первую очередь это все, что может увеличить текущее предложение: снижение импортных пошлин (и даже временная отмена ряда из них), товарные интервенции из госрезервов, использование немалых возможностей Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Здесь вопрос не в содержании мер, а в скорости принятия решений. Что же касается административного вмешательства в ценообразование, то в этом случае, напротив, необходима максимальная сдержанность по принципу "не навреди". Меры на перспективу - это пять-таки поддержка аграрного сектора для стимулирования предложения.
Правда, с более явными акцентами на развитие фермерства (то есть, малого и среднего бизнеса), живущего в условиях жесткой конкуренции. И, конечно же, надо развивать сельскохозяйственную инфраструктуру и логистику (с опорой на инвестиционное партнерство государства, агропроизводителей и предприятий торговли). Требуют модернизации и финансовые институты, "заточенные" на сельское хозяйство. Мощности одного банка недостаточно, слаба и кредитная кооперация. Вопрос требует изучения. Не исключено, что может понабиться создание специального института развития для аграрного сектора экономики, учитывая его перспективы на глобальных рынках. Острая проблема с землями сельхозназначения. Сколько их де юре и де факто - достоверно не известно.
Следует иметь в виду и то, что многие корни так называемой "агроинфляции" те же, что и у немонетарной инфляции вообще - регулируемые тарифы, структурные основания роста цен на топливо (из-за того же налогового режима в "нефтянке"), незавершенность реформы электроэнергетики.