В концертном зале Россия собираются в этот вечер все друзья Оскара Борисовича, его поклонники, исполнители песен композитора - и в свои немалые годы продолжающего писать музыку. Среди них - Ирина Аллегрова, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Группа "Цветы" и многие другие музыканты. Мы попросили участников юбилейного концерта "Я вас люблю, я думаю о вас" и исполнителей в разное время творчески связанных с юбиляром вспомнить об их встречах с замечательным композитором, об их совместной работе.
Эдуард Хиль, певец:
Наше общение с Оскаром Борисовичем началось в 60-х с будущего шлягера "Ходит песенка по кругу" на стихи Михаила Танича и Игоря Шаферана. Вы знаете, что в первоначальноми варианте у нее был совершенно другой припев - что-то вроде "В Занзибаре, Калахари и Сахаре", а не "Мимоходом-мимолетом, теплоходом -самолетом"? И он мне не понравился, он уводил песню куда-то в международные сферы. Приехали Танич с Шафераном, я попросил их придумать что-то попроще, связанное с движением. А дело было уже на записи! Но они сработали быстро, сделали новый вариант припева и мы с оркестром Юрия Силантьева ее в ныне известном варианте сразу и записали. И она стала очень популярной, меня и сегодня ее все просят петь на концертах.
С Фельцманом мы записали очень много песен - "Баллада о красках", "Песня о море" и "Огромное небо" и другие. Он давал мне самые разные песни, даже те, что пели другие исполнители. Он, надо сказать, написав песню, не закрепляет ее за каким-то одним исполнителем песню, считая, что его вещи должны жить в самых разных версиях.
Оскар Борисович часто приезжал в Ленинград, мы вместе выступали в институтах, во Дворцах культуры, в закрытых и открытых учреждениях - его очень любили и всюду звали. Как человек, исполнивший под аккомпанемент Фельцмана множество песен на концертах, могу сказать, что он еще и замечательный пианист, тонкий аккомпаниатор, умеющий слушать исполнителя, с ним на сцене певец чувствует себя очень хорошо, он надежный партнер.
Я поздравляю Оскар Борисовича с этой небольшой датой, он ведь еще, к счастью, очень бодр. В прошлом году, на праздновании своего 89-летия, он весь концерт был на сцене, встречал своих гостей, и потом еще минут 20 сам играл и пел!
Олег Анофриев, актер, автор и исполнитель песен:
Оскар Борисович - человек лучезарный!
В его квартире в доме композиторов в Газетном переулке я бывал не раз, потому что пел много его песен. Его особенностью как автора тогда было то, что он нередко сначала отдавал свои новые вещи самым известным исполнителям, таким, как Магомаев, Кобзон, Лещенко. А вот когда у них, наверное, что-то не получалось, он звонил мне - давай, мол, выручай. И у нас получалось - так, как скажем, с песней "Ходит-бродит Робинзон", которую удалось сделать шлягером, или с тем же "Почтальоном". По поводу "Почтальона" ("Отворите скорей - почтальон у дверей!". - Ред.) мы тогда хохмили, произнося текст как-то так - "Отворите скорей почтальон, У дверЭй", получался такой забавный одесский оборот. Оскар Борисович сам очень смеялся над этой шуткой.
Фельцман, надо вам сказать, натура весьма саркастическая. Я, бывало, предлагаю ему свои варианты исполнения, вместо одной ноты спеть другую - а он всегда отвечает мне что-то вроде "В Одессе все знают лучше, чем ты думаешь"...
Стас Намин, лидер группы "Цветы":
Я благодарен Оскару Борисовичу за то, что в момент становления нашей группы он дал нам потрясающие песни, до сих пор, по-моему, остающиеся непревзойденными по красоте и мелодике. В начале 70-х, когда мы записывали первые пластинки, мы не могли обойтись без песен членов Союза композиторов СССР, и я обратился к Оскару Борисовичу, другу нашей семьи. Мы разговаривали, смотрели материал и вдруг я услышал, что Фельцман напевает что-то вроде "Есть глаза у цветов...". Но тут же прервался, сказав, что ее уже исполнил и записал Магoмаев. Но песня мне безумно понравилась, и решил попросить именно ее.
И в 1972 году мы аранжировали и исполнили песню совершенно не по-магомаевски и она, по-моему, не утратив серьезности и значимости, прозвучала совершенно по-роковому, с неожиданными рисунками барабанов, фуз-гитары, с жестким открытым вокалом.
И другие песни Оскара Борисовича, взятые в обработку "Цветами" не были написаны специально для нас - но и прекрасная "Колыбельная" и уж, конечно, "После дождя", к которой Саша Слизунов придумал аранжировку и которую Саруханов, Слизунов, Васильев и Федоров на разные голоса спели, стали популярными в нашей стране именно в исполнении "Цветов".
Конечно же, "Есть глаза у цветов...", "После дождя" и "Колыбельную" "Цветы" поют на сегодняшнем юбилейном концерте.