18.02.2011 00:01
Культура

На открывшемся в Москве фестивале "Триумф джаза" выступят российские и американские джазовые звезды

В Москве открылся XI Международный фестиваль "Триумф джаза"
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №35 (5411)
Читать на сайте RG.RU

Создатель и бессменный продюсер фестиваля Игорь Бутман ежегодно собирает в России главных звезд российского и американского джаза. Причем всякий раз зарубежные гастролеры - новые. На нынешнем "Триумфе джаза" предусмотрены и презентации. Поэтому продлится он уже пять дней, с 17 по 21 февраля, на двух концертных площадках.

В современном мировом джазе ныне лидируют две страны - США и Россия. И фестиваль "Триумф джаза" в очередной раз это наверняка подтвердит. Американцы охотно участвуют в записи альбомов русских джазменов, наши - актуально и впечатляюще солируют на дисках звезд из Нью-Йорка и Нового Орлеана. В этих проектах даже сложилась уже некая специализация, и, если суммировать перечень артистов в них участвующих, можно бегло резюмировать, что самые востребованные ударники и басисты - американцы, а пианисты и исполнители на духовых инструментах (труба, саксофон) - все-таки наши.

Фестиваль как раз и открылся 17 февраля выступлением квинтета трубача Вадима Эйленкрига, и - как было у музыканта в Карнеги-холле, так и Линкольн-центре - состав был заявлен международным. А еще с группой этого выпускника Московского музыкального колледжа имени Альфреда Шнитке и Московского университета культуры всегда любили выступать темпераментные джазовые вокалистки: Синтия Скотт, Шенда Рул, Джэн Паркер и Имани Узури. Даже и не вспомнишь сразу, к кому еще из нынешних молодых джазменов так охотно тянутся талантливые женщины с впечатляющими голосами и ярким артистическим даром.

Еще один пример содружества музыкантов наших стран - ожидаемое выступление джазового вокалиста Алана Харриса, которого в зарубежной прессе называют то "черным Фрэнком Синатрой", то "черным ковбоем" (за эпизодическое увлечение музыкой кантри). В этот раз он захотел сыграть с трио пианиста Евгения Борца (сопровождающего и джаз- проекты Андрея Макаревича).

Международное сотрудничество джазменов продолжится и в сете петербургского пианиста Андрея Кондакова (на фестивале состоится презентация альбома его проекта Blues For 4). А в пятницу вечером в Москве дебютирует саксофонист Джошуа Редман, который успел поиграть с Чиком Кориа и Пэтом Мэтини. В 2010 году у парня вышел уже 12-й альбом, который, как ожидается, и составит основу его фестивальной программы в Москве. Этот музыкант, успел закончить Гарвардский университет и поступить в Школу права в Йелле, откуда, как правило, выходят успешные адвокаты, но выбрал музыкальную карьеру и теперь нарушает в ней многие академические законы. Радикально экспериментирует в джазе с электроникой, использует элементы фанка и р-н-би. Этим же он займется и в Москве.

Ну а любители рока, фьюжна и джаз-рока, особенно, будут ждать программу Virgil Donatti Band. Барабанщик Верджин Донатти - фигура знаковая - играет в группе Planet X с клавишником Дереком Шериньяком и одним из лучших лидер-гитаристов мира - с Тони Маккальпином. А на "Триумф джаза" приедет со своим сольным составом.

О том, почему музыканты России и США охотно объединяются сегодня в совместные проекты, как готовят свои программы на "Триумфе джаза". И чем занимаются в свободные часы во время пяти дней фестиваля в морозной Москве - об этом обозреватель "РГ" расспросил Вадима Эйленкрига, который сыграет в столице дважды и с разными составами: своим квинтетом и суперпроектом All Stars Band.

Российская газета: Иногда вы называете свои программы "Шоу Вадима Эйленкрига", хотя термин шоу очень уж непривычен для джаза?!

Вадим Эйленкриг: Так называются лишь клубные концерты, ведь только в малых залах воможна тесная связь между артистом и публикой. Вообще любой концерт, я убежден, это совместный продукт публики и артиста, иначе это была бы просто репетиция. И программу я составляю так, чтобы заинтересовать публику. Концерт, после которого зрители не хотят еще прийти, я считаю провальным.

РГ: Ваш дебютный альбом The Shadow Of You Smile - романтичный, изысканный и красивый smooth jazz. Ради чего вы привлекли к сотрудничеству американских музыкантов, наши бы сыграли совсем по-другому?

Эйленкриг: Я писал эту пластинку с американцами потому, что стиль smooth jazz (при том, что он наиболее любим публикой российской!) именно у нас на родине игнорируют музыканты. И лучшие инструменталисты, которые играют в этом стиле, живут в США. Поэтому я записал пластинку именно с ними. Надеюсь, им это было тоже интересно, так как мы пытались привнести собственную мелодику, что-то добавить от себя. Вообще джаз - это то искусство, которое космополитично в лучшем смысле этого слова, поэтому необходимо сотрудничать с разными музыкантами. Недавно я был в Гонконге, играл джэм с американскими музыкантами в основном для азиатской публики. И зрители были очень довольны.

РГ: Вы намеренно записывали свой джаз-альбом как музыку комфорта, неги, любви и искренних чувств - доступный самой широкой, не только джазовой аудитории.

Эйленкриг: Да, вы абсолютно правильно поняли. Я хотел записать альбом, который было бы приятно слушать в любое время в любой ситуации, особенно романтической ...Он в основном инструментальный. Я люблю шутить, что чем больше на сцене поют, тем меньше музыки. Музыкантам ближе инструментальная музыка, им остается больше места для самовыражения. Как только на сцену выходит вокалист, зачастую музыкант становится частью аккомпанемента. На этом диске в качестве вокалиста со мной неожиданно для многих отличился Тимур Родригес. Он - мой близкий друг и очень талантливый человек, я его пригласил, чтобы сделать диск еще более интересным. Мне вообще нравятся некоторые рэперы, я бы записал с ними отдельные треки - например, с Бастой.

РГ: Наверное, любой знает знаменитую формулу Луи Армстронга для трубачей: "Закрой глаза и дуй". Вы согласны с нею?

Эйленкриг: Мне больше нравится фраза из фильма Кустурицы про трубачей: "...жизнь рождается на вдохе, а заканчивается на вдохе". Все, что между, - музыка.

РГ: Как происходит закулисная жизнь и общение участников "Триумфа джаза" помимо концертов? Показываете ли американцам Москву, может быть, играете вместе в хоккей?! Благо Игорь Бутман в этой азартной игре тоже профессионал: еще в юности он занимался в хоккейной школе СКА (Ленинград), был близок к попаданию в команду мастеров...

Эйленкриг: Жизнь проходит в репетициях, общении и шутках. Но все, как правило, заканчивается джэмом с участие всех музыкантов. В последнее время я очень жалею, что тот вид спорта, которым я занимаюсь, предназначен только для индивидуалов и эгоистов. В отличие от хоккея, который по-настоящему сближает...

Фото: РИА Новости

Джаз