Плохая подготовка полета стала основной причиной аварии самолета польского президента Леха Качиньского 10 апреля прошлого года, считают ведущие российские авиаэксперты.
Вчера они провели телемост Москва - Варшава. По мнению президента Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", экс-заммминистра Гражданской авиации РФ Олега Смирнова, главными виновниками крушения стали не летчики, а система организации летной работы, которая позволила неподготовленному экипажу везти президента Польши и всю политическую элиту страны. В результате пилоты были не готовы к полету.
Экипаж польского президента допустил курсантскую ошибку, пытаясь найти землю, снизившись ниже 100 метров, тем самым загнав себя в ловушку, отметил Смирнов. Если на высоте 100 метров командир самолета не видит земли в условиях сильного тумана, то он должен убирать шасси и лететь на запасной аэродром, уточнил летчик. Заслуженный пилот СССР отметил, что экипаж не был готов и к заходу по неточным системам, а также в условиях метеоминимума. Такой тренировки он не получил даже на тренажере. Летчики не изучили аэродром, его особенности, микронавигацию. Он построен таким образом, что перед взлетно-посадочной полосой местность понижается - там болото. Но штурман этого не учел. Кроме того, эксперту не ясно, почему экипаж взял как запасной аэродром Витебск, который в выходные не работает. Топлива на борту было достаточно, чтобы вернуться в Польшу, а не только сесть в Минске или во Внуково.
Смирнов пояснил, что подготовка начинается за два-три месяца до вылета, в том числе по трассе полета, аэродрому приземления и по запасным площадкам. Все это должно быть изучено, проверено. Например, в практике многих авиакомпаний, которые занимаются перевозкой первых лиц, проводится технический рейс. Особенно если аэродром не имеет статуса международного. Такого рейса выполнено не было перед полетом Качиньского в Смоленск. Мало того, поляки отказались от сопровождения российского штурмана. При этом только командир экипажа знал русский язык.
Бывший замначальника управления по надзору Госавианадзора Владимир Шнейдер оценил действия российских диспетчеров. Он считает, что они всеми возможными способами предупредили экипаж о плохих погодных условиях. В том числе и при входе в район аэродрома. "По всем имеющимся средствам помощь экипажу была оказана. Ему был дан курс для выхода в район второго разворота, затем при выполнении третьего разворота было дано радиальное удаление, передана информация о прожекторах и сообщено о снижении до 100 метров, что экипаж подтвердил", - констатировал Шнейдер.