18.02.2011 00:55
Власть

Эльвира Набиуллина: Справка из БТИ - синоним бюрократической волокиты

Если чиновники не перейдут на электронное общение с гражданами, то будут "руками и мешками"" доставлять им нужные справки
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №35 (5411)
Читать на сайте RG.RU

Очереди, взятки, унижения, поборы посредников, недружелюбие - такую оценку территориальных органов Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр) дала на коллегии этого ведомства министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

Она призвала поменять стиль и этику общения чиновников с гражданами и бизнесом. По ее словам, именно по работе Росреестра и ее 6 тысяч региональных представительств, граждане и бизнес судят в целом о качестве доступности других государственных услуг в России.

"Пока справка из БТИ - синоним бюрократической волокиты", - подчеркнула министр, пояснив, что, для того чтобы получить любой документ, люди простаивают в очередях часами. "В среднем по 6 часов в Санкт-Петеребурге и Владивостоке, по 4 часа - в Екатеринбурге, по 3 часа - в Твери", - озвучила Набиуллина результаты мониторинга и "контрольных закупок" госуслуг, которые по просьбе министерства проведены в разных регионах. Для главы службы Сергея Васильева эта критика неожиданностью не стала. Минуту назад, выступая перед своими коллегами, он говорил практически то же самое, перечисляя десятки тысяч жалоб на грубость, затягивание регистрации и другие нарушения. "Очереди растут по всей стране, даже электронные", - констатировал тем не менее Сергей Васильев. При этом он напомнил, что до 1 апреля 2011 года будет на 5 процентов сокращена численность управленческого аппарата. Да и решать проблему сокращения очередей за счет увеличения численности чиновников в пунктах выдачи документов тоже больше не придется. Курс, и это подтвердил вчера Сергей Васильев на коллегии, направлен на автоматизацию госуслуг. В частности, перенос в Интернет основной массы, а это и получение выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, и сделок с ним, и по постановке на кадастровый учет, и десятков других необходимых гражданам имущественных документов. По словам Васильева, спрос на интернет-услуги, которые Росреестр уже оказывает с помощью своего портала, растет. Но все равно это капля в море. Поскольку речь идет об активных и продвинутых пользователей Сети. Большинство же россиян пока еще действуют по старинке, предпочитая стоять в живых очередях.

Чтобы сократить их и разгрузить чиновников на местах, глава Росреестра предложил передать часть полномочий своих сотрудников "в посторонние руки", персоналу так называемых многофункциональных центров "одного окна". Сегодня такие МФЦ, в которых собраны представители разных ведомств, оказывающих до 75 видов услуг населению, - выдача загранпаспортов, регистрация мигрантов до постановки автотранспорта на учет пользуется все большей популярностью у населения. Однако по действующему законодательству представлять большинство ведомств в многофункциональных центрах вправе лишь сотрудники этих ведомств. "Рацпредложение" Сергея Васильева сводится к тому, чтобы поменять формат работы центров, делегировав на законодательном уровне персоналу полномочия от ведомств. Как сказал Васильев, это предложение уже подготовлено и в ближайшие дни будет направлено в минэкономразвития. Позже, общаясь с журналистами, Эльвира Набиуллина позитивно оценила его идею. Если подобные центры одного окна, да еще с широкими полномочиями, будут действительно и дальше расти по всей стране - сегодня их пока еще 168, то проблема очередей и коррупции чиновников, как надеются в Росреестре, в конце концов, будет сведена к нулю.

Между тем с 1 июля 2011 года госорганам, оказывающим услуги населению по выдаче различных справок и разрешений, запрещено требовать от граждан документы из "сопредельных" ведомств. И об этой норме нового федерального закона о государственных и муниципальных услугах вчера напомнила, обращаясь к чиновничеству, министр. "До 1 июня все ведомства, задействованные в обороте таких документов, должны перейти на электронный режим межведомственного общения", - предупредила Эльвира Набиуллина. Иначе, заметила она, придется самим "руками и мешками"" доставлять нужные справки граждан. Что касается задач Росреестра на 2011 год, то, помимо полноценного перехода на новые технологии - "автоматизацию и электронизацию" - работы с населением, важнейшее направление, по словам Набиуллиной, представление в Интернете публичных кадастровых карт. С тем, чтобы любой гражданин, и в особенности инвестор, мог в режиме онлайн получать исчерпывающую информацию об интересующих его земельных площадках, их назначении, определять стоимость выкупа или аренды. "Карты должны постоянно обновляться, быть полностью достоверными", - заявила Набиуллина. По ее словам, до конца этого года такими публичными кадастровыми картами Росресстр должен "покрыть всю Россию" - 74 субъекта. Пока напомним, такие карты созданы по 32 регионам страны.

Еще одна масштабная задача, поторопила Росресстр министр, создать к 2013 году все условия для введения в России единого налога на имущество. Речь идет о массовой оценке недвижимости.

При этом, обратила внимание Набиуллина, в этом году в Росреестре должен быть создан публичных фонд данных кадастровой оценки. Это, по словам Набиуллиной, необходимо, прежде всего для того, чтобы снимать напряжение, конфликтные ситуации, связанные с проблемой справедливости кадастровой оценки. А такие спорные ситуации, по мере дальнейшей массовой оценки, будут только увеличиваться, спрогнозировала министр.

Госуправление Минэкономразвития