За последние десять лет реальный размер пенсий россиян увеличился на 231 процент. Отечественные едоки стали больше пить молока, есть мяса, фруктов и рыбы, активней покупать мобильники и автомобили. "Жить стали лучше", - резюмирует руководитель Росстата Александр Суринов.
Результаты исследования "Уровень жизни населения: итоги десятилетия" вчера огласил глава ведомства. Средние денежные доходы россиянина в прошлом году, по данным Росстата, составили 18 697 рублей. При этом в 2000 году среднестатистический житель страны получал только 2 281 рубль. Средняя по стране зарплата тоже значительно выросла - с 2,2 тысячи рублей до 21 тысячи. Пенсионеры за последние годы также несколько "приблизились" к уровню доходов активного населения. В 2000 году их "зарплата" составляла только 694 рубля. Сейчас средняя пенсия равняется 7, 4 тысячи рублей. А с 1 февраля проведена индексация на 8,8 процента, и средняя пенсионная получка составила 8 498 рублей.
Бедных в стране, по оценке статистиков, тоже в целом стало меньше на 16 процентов. Доля людей с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 42,3 миллиона до 18,5 миллиона человек. Однако, несмотря на позитивные данные, Суринов признал, что этот показатель все еще превышает международные нормы.
Впрочем, инфляция тоже не стояла на месте и, вероятно, "съела" большую часть повышения доходов. Рост цен за 10 лет составил 210 процентов. Традиционно главный вклад в инфляцию совершили не стулья со шкафами и кофточки.
Россияне теперь тратятся не только на еду и одежду, но и на "высокие технологии". Фото:ИТАР-ТАСС
Большую часть "перетянули" на себя услуги, и в основном, ЖКХ. На втором месте по ценовой гонке - продовольствие.
Однако даже повышение цен на продукты питания не помешали россиянам начать питаться "богаче" и здоровее. Картофель, который считается у статистиков продуктом для бедных уже начал уходить из рациона россиян. Его потребление за десять лет снизилось с 93 до 67 килограммов. Впрочем, неурожай мог и поправить эту статистику. Хотя, скорее всего, спад поедания картошки статистически будет в следующем году.
Зато фрукты и овощи на столах жителей страны начали появляться намного чаще. Ананасы с персиками "доросли" до 64 килограммов в год на человека, а помидоры с огурцами - до 95 килограмм. Но больше всего "продуктовых" денег россияне готовы потратить на молочные продукты. Каждый житель в прошлом году выпил около 256 килограммов "молочки". Эта тенденция, по словам Суринова, косвенно свидетельствует о том, что жить стало лучше. Положительным трендом статистики называют то, что россияне стали более "хищными" - мяса и рыбы теперь едят больше. Рыбы - на 6 килограммов в год больше, а мяса - на 23 килограмма. Хотя статистики вынуждены признать: тем, кто живет за чертой бедности, как и было накладно купить вырезку, так и сейчас чересчур дорого. И такую плюсовую динамику показывают более обеспеченные люди.
Пить, кстати, по официальным данным, стали меньше. Если десять лет назад на вино с водкой тратили 3,2 процента от общих расходов, то к прошлому году винно-водочные изделия "усохли" до 2,4 процента. Впрочем, эксперты считают, что часть "заслуги" не в отрезвлении граждан, а в переходе на суррогаты и самогон. С точки зрения структуры расходов расходы на здравоохранение россияне увеличили, а на ЖКХ, наоборот, на несколько процентов снизили. И это вопреки почти 800-процентному росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги за последние 10 лет.
Продукты, кстати, за десятилетие подорожали в среднем на 363,9 процента. Хотя молоко, хлеб и крупы показали больший рост - почти до 400 процентов. Суринов и сам удивился, что отечественные едоки так полюбили в прошлом году гречку, хотя до этого не испытывали к ней потребительской страсти. Чем и вызвали такой спекулятивный спрос.
Еще одним косвенным фактором, по которому можно определить, что уровень жизни все-таки повысился, является, по утверждению Суринова, такой продовольственный показатель: чем больше денег на еду тратит семья, тем беднее она живет. В 2002 году, по данным опроса Росстата, средняя российская семья тратила 41,6 процента на "стол". К 2010 году этот показатель снизился до 30 процентов.
Однако по доле еды в конечном потреблении России все еще далеко до лидеров - США и Люксембурга, где продукты занимают меньше 5 процентов от необходимого семье. Хотя Суринов считает, что наша страна выглядит "вполне прилично", обогнав многие страны СНГ, Турцию, Мексику, Болгарию и Хорватию.
Тем не менее, как уверяет Суринов, теперь россияне более активно тратятся не только "на желудок", но и на вещи длительного пользования. Мобильники за десять лет перестали быть предметом гордости и роскоши. И на 100 семей в России приходится уже 217 сотовых телефонов. Почти у каждого домохозяйства сейчас есть стиральная машина, холодильник (а у кого и по два), телевизоры (тоже по несколько). Хотя с персональными компьютерами пока все еще негусто. Только у половины семей есть ноутбук или стационарный компьютер. А машину смогли приобрести только 47 семей из ста.
Распределение благ, конечно, идет неравномерно. Около 16,8 процента населения в стране Росстат причисляет к "богатым". Это не владельцы заводов-пароходов, а граждане, зарабатывающие 35-37 тысяч рублей, как пояснил Суринов. Нет смысла исследовать миллионеров, да и двери они чаще всего не открывают даже Всероссийской переписи населения. Поэтому статистик считает эти показатели объективными - так живет основная часть страны. Чем, впрочем, россияне не так уж и довольны. Индекс потребительской уверенности еще не перешел в положительную плоскость, говорит Суринов. Хотя после критичного падения в кризисном 2008 году он постепенно восстанавливается. По этому показателю Россия пока тоже среди "середнячков". Опережают нас Швеция, Финляндия и Дания, но отстают печально известные Греция с Португалией, Италия, Франция и Англия.