Людмила Алексеева, правозащитник:
- Я уверена, что без взяток прожить можно. Это дело принципа - не давать никому незаконных денег. Я очень стыжусь и каюсь, но в своей жизни я один раз все-таки дала. Хотя уверена, что делать этого было нельзя: это развращает и тебя, и того, кому даешь.
Мой муж тяжело болел. Есть такая страшная болезнь, когда взрослый человек становится совершенным ребенком. Так как мы жили на Арбате и у нас не было даже балкона, то решили купить дачу, чтобы человек не сидел запертым дома, а дышал свежим воздухом. Было это в 1998 году, когда в силу понятных причин, цены резко упали и домик был нам вполне по силам. Я не могла оставить мужа ни на минуту, с ним случались припадки, необходимо было срочно вызывать "скорую". До зарезу нужен был телефон. И вот тут я сломалась: заплатила за то, чтобы поставили телефон, больше, чем полагается. Не надо было давать, но я тогда не представляла, что можно было сделать. По очереди телефона надо было ждать два-три года, но муж умер раньше. Больше никогда и никому взяток не давала.
Я уверена, что люди часто дают взятку не только тогда, когда ее вымогают. Они попросту хотят упростить себе жизнь. Очень многие проблемы можно решить, обойдя закон, и народ этой легкостью соблазняется. К сожалению. Это питает взяточничество.
Взятки гаишникам - одни из самых частых. Они вошли в анекдоты. Но я никогда не даю взяток гаишникам. Хотя передвигаюсь исключительно на автомобиле и много было случаев, когда можно было решить "вопрос" с помощью, как говорят в народе, "барашка в бумажке". Однажды мой водитель, уже высадив меня, пересек двойную полосу. Было темно, она занесена снегом, да к тому же раньше там не было сплошной. То есть у него нашлись объяснения своего проступка: он не знал, что нарушает.
Ему грозило лишение прав на полгода. Для меня это настоящая трагедия: без машины не могу передвигаться. Водитель жалел, что не дал пятьсот рублей. Тогда бы, по его мнению, все бы обошлось. Но я решила, что эту ситуацию должен разрешить суд. Несколько раз он отпрашивался с работы, ходил в суд и в ГАИ, но тем не менее права ему вернули.
Чтобы не было взяток, нужно требовать от властей создавать такие условия, чтобы людям было комфортно соблюдать закон. Я знаю, как это сделано в Америке, где жила 13 лет. Скажем, припарковался не в том месте, вам оставляют на лобовом стекле талончик на штраф. В двух шагах банк: заплатил и отправил квитанцию по почте. Если вы заплатили сразу - штраф, скажем, 20 долларов, а если вы не платите месяц, эта сумма увеличивается. Люди заинтересованы заплатить побыстрее. И ничего личного: человека, который выписал штраф, я даже не видела. И возможности предложить ему вместо двадцати долларов десять у меня нет.
Чтобы законы для выполнения были комфортными и не требовалось кого-то подмазывать, нужно, чтобы общество, которому и предстоит жить по этим законам, участвовало в обсуждении их еще на стадии разработки, а не после, когда уже менять что-то поздно. Когда прописывали закон о работе ГИБДД и о правильном общении сотрудников ГИБДД с гражданами, граждане-то при этом не присутствовали. Понятно, что удобно будет работать по этому закону только самим гаишникам. Общественное обсуждение законов необходимо по двум причинам, чтобы не было нарушений Правил дорожного движения и чтобы гражданам было удобно не давать взятки и вести себя по правилам.
Александр Кабаков, писатель:
- Нельзя. Кому же в нашей стране не доводилось такое? Давал ли я сам деньги должностным лицам? Скорее нет, чем да, но, признаться, я слабо вовлечен в какие-то бытовые вопросы, решение которых требует взятки, и машину я не вожу, потому оказываюсь вне этой взяткоемкой сферы отношений "автолюбитель - гаишник". Хотя приходилось, конечно, "благодарить" и мне. При этом всегда испытываешь большее смущение, чем тот, кому даешь.
Сегодня взятка, при той же ее природе, все же изменилась по форме. Выкладывать деньги на стол чиновнику в прежние времена решались, мне кажется, очень немногие и очень редко. Это было чревато. Зато были весьма распространены такие, как "услуга - за услугу", или коньяк, или какой-нибудь дефицит. Кто сидел на премьерах в первых рядах самых известных московских театров? Зубные врачи, товароведы, мясники. Раньше деньги не были дефицитом, они просто лежали у многих дома, поскольку на них нечего было купить. А дефицитом были услуги, импортные вещи. Сегодня при новых возросших потребительских возможностях самой убедительной и распространенной взяткой стал конверт с деньгами. А самым большим дефицитом стали услуги чиновников. Потому что они монополизировали решение всех проблем, входящих в их сферу деятельности. Есть такой "дефицит", который за деньги вы можете получить только у чиновников. Пойдите, к примеру, в БТИ. Это абсолютный монопольный дефицит: тысячные очереди, многомесячные сроки изготовления нужных вам справок и документов. И только от здешних чиновников зависит - утвердить вам, скажем, перепланировку квартиры или не утвердить. И так всюду, где есть подобная чиновничья монополия, где все устроено так, что его, чиновника, обойти ну никак нельзя.
С появлением крупной частной собственности поменялась и такая характеристика взятки, как ее размер. Нынешняя среднестатистическая взятка на порядки больше прежней, потому что раньше и не было таких дорогостоящих услуг, получаемых за взятки. Когда, скажем, человек в обход правил регистрирует в регистрационной палате участок земли или особняк стоимостью в 2-2,5 миллиона долларов, понятно, что за это и цена "услуги" чиновника будет не бутылка коньяку и не три копейки.
Вообще в России взятки брали всегда. Но, когда сегодня мне говорят, что полковник МВД взял взятку у бандита, у меня не возникает сомнения, что так оно и было, я знаю: да, могли договориться, поскольку разговаривают они на одном языке. А вот в то, что жандармский полковник мог взять взятку от бандита, я никогда не поверю, да и история наша таких случаев не зафиксировала. Они на разных языках говорили, принадлежали к разной социальной и культурной среде, имели разное понятие о чести. У нас такие понятия, как честь, бесчестие, как в 1917 году отменили, так они по сей день и не восстановлены. И не слишком настойчивые попытки вернуть их в нашу жизнь пока не удаются. Вот это - самое главное, самое важное в проблеме сегодняшних взяток, коррупции. Как ее решить? Ну, для начала, наверное, можно сделать так, чтобы брать взятку было невыгодно, нерентабельно. Чтобы риск плохих последствий был выше, чем ожидаемая "прибыль". Но вообще-то я не верю, что экономическими или репрессивными мерами можно победить взятку. Одолеть ее можно будет лишь тогда, когда она будет стойко ассоциироваться у наших людей с бесчестием.
ОПРОС "РГ"