18.02.2011 14:00
Общество

Готовимся к ЕГЭ. Занятие 23. Распространенное предложение

Текст:  Марина Карнаухова
Читать на сайте RG.RU

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Подведём промежуточный итог: распространённое предложение.

Урок 23. Распространённое предложение. Состав подлежащего и состав сказуемого. Распространённые второстепенные члены предложения. Ошибки в употреблении распространённых определений и обстоятельств

Итак, грамматическая основа кот гонял нашего предложения Вчера на тропинке сада кот с пушистым хвостом гонял мышь распространена второстепенными членами. Предложение, в котором грамматическая основа распространена второстепенными членами, называется распространённым.Теперь скомпонуем все второстепенные члены нашего предложения в зависимости от главных:

кот (какой?) с пушистым хвостом

(какой?) серый

гонял (кого?) мышь

(где?) на тропинке (какой?) сада

(когда?) вчера

Первая группа второстепенных членов входит в состав подлежащего (относится к подлежащему, зависит от подлежащего), вторая входит в состав сказуемого (относится к сказуемому, зависит от сказуемого). Мы видим, что в состав подлежащего входят определения, обозначающие признак предмета-подлежащего, а в состав сказуемого - дополнение, на которое направлено действие глагола-сказуемого, и обстоятельства, обозначающие место и время действия глагола-сказуемого.

Итак, членов предложения всего пять: два главных и три второстепенных. А самостоятельных частей речи, как известно, шесть плюс две формы глагола причастие и деепричастие - итого восемь. Для лучшего усвоения синтаксических функций частей речи представим их в виде таблицы.

 

Вернувшись к нашему предложению, мы увидим, что в составе сказуемого есть словосочетание гонял (где?) на тропинке, в котором зависимое обстоятельство в свою очередь выступает главным словом другого словосочетания на тропинке (какой?) сада с зависимым несогласованным определением. Таким образом, несогласованное определение входит в состав распространённого обстоятельства места: гонял (где?) на тропинке сада.

ВАЖНО! Распространённым может быть любой второстепенный член предложения, зависимый от главного члена предложения. При разборе предложения сначала находите основной второстепенный член, распространяющий грамматическую основу, а затем зависимые от него второстепенные члены. Однако логический вопрос от главного члена ставится ко всей группе входящих в распространённый второстепенный член слов.

Задание. Прочитайте три предложения, где обозначены грамматические основы. Найдите распространённые второстепенные члены. Определите части речи, которыми выражены основные определение, дополнение и обстоятельство.

1) На верхушке сосны в гнезде сидел орёл, кормящий своего детёныша.

2) Приехав вчера поздно, я быстро уснул.

3) Несмотря на дождливую погоду, мы пошли гулять.

Очень важно видеть в структуре предложения распространённое определение, выраженное причастием с зависимыми словами - причастным оборотом (пример 1), распространённое обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимыми словами - деепричастным оборотом (пример 2), и распространённое дополнение, выраженное существительным с производным предлогом или предложным сочетанием несмотря на, невзирая на, кроме, в связи с, по причине, ввиду, благодаря и др. с зависимыми словами (пример 3). Это необходимо и для правильного обособления данных второстепенных членов, о чём разговор впереди, и для правильного употребления в речи причастных и деепричастных оборотов.

При употреблении одиночного определения (прилагательного или причастия) и распространенного определения (причастного оборота) нужно учитывать, что определение всегда находится рядом с определяемым словом (до или после него) - существительным-предметом, чей признак заложен в определении. Так, правильно построены предложения:

1) На столе лежит к н и г а, читаемая учеником.

2) На столе лежит читаемая учеником к н и г а.

Определение не должно разрываться определяемым словом: неправильно построено предложение На столе лежит читаемая книга учеником.

Если же прилагательное, причастие или причастный оборот занимают место не рядом с существительным-подлежащим, а после глагола-сказуемого (чаще всего выражающего движение или состояние), то они перестают быть определениями, а становятся именной частью составного именного сказуемого.

Задание. Прочитайте предложения. Где прилагательное - определение, а где - именная часть сказуемого?

1) Отец, усталый, пришёл с работы.

2) Отец пришёл с работы усталый.

3) Усталый отец пришёл с работы.

Известно, что деепричастие и деепричастный оборот - одиночное или распространенное обстоятельство, зависимое от глагола-сказуемого. Однако добавочное действие предмета, то есть существительного-подлежащего, отводит деепричастию роль как бы второго (однородного) сказуемого. Это значит, что из формы деепричастия, если оно употреблено в предложении правильно, всегда можно выйти в дополнительный глагол, обозначающий действие того же предмета-подлежащего, что и основной глагол.

С этой точки зрения предложение Увидев мать, ребёнок обрадовался построено верно, поскольку деепричастие в зависимом от глагола-сказуемого деепричастном обороте-обстоятельстве можно перевести в дополнительный глагол-сказуемое, обозначающий действие подлежащего - действующего лица: Ребёнок увидел мать и обрадовался.

Предложение же Увидев мать, радость охватила ребёнка построено неверно, поскольку, будучи зависимым обстоятельством, деепричастие из деепричастного оборота при переводе в глагол будет обозначать действие подлежащего - недействующего лица: Радость увидела мать и охватила ребёнка - бессмыслица.

Задание. Проведём лексико-грамматический эксперимент, поэтапно распространяя грамматическую основу. Задача - увидеть, как меняется лексическое наполнение сообщения от введения новых второстепенных членов. Читайте и отвечайте на вопросы. Это упражнение - определённый алгоритм разбора по членам предложения.

1. Возьмём грамматическую основу, которая одновременно выступает и законченным сообщением-предложением: Девочка рисует. Подлежащее - действующее лицо? Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

2. Добавим определение: Маленькая девочка рисует. На какой вопрос отвечает определение? На какой признак действующего лица указывает? Какой частью речи выражено?

3. Добавим дополнение: Маленькая девочка рисует красками. На какой вопрос отвечает дополнение? Что оно говорит нам о действии действующего лица? Какой частью речи выражено?

4. Теперь обстоятельство: Маленькая девочка увлечённо рисует красками. На какой вопрос отвечает обстоятельство? Почему обстоятельство чаще всего обозначает признак действия? Какой частью речи выражено?

5. Теперь распространим ещё больше главные члены и уже имеющиеся второстепенные:

1) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует красками. Выделенный второстепенный член - распространённое обстоятельство. Какой главный член оно распространяет? На какой вопрос отвечает? Чем выражено здесь основное обстоятельство? По какому суффиксу можно узнать эту форму глагола? Какими зависимыми второстепенными членами распространено основное обстоятельство? Какую новую информацию о действующем лице оно несёт? Какими частями речи выражены второстепенные члены, входящие в распространённое обстоятельство?

2) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры. Мы создали распространённое дополнение. Какими второстепенными членами распространено основное дополнение? На какие вопросы они отвечают? Какие признаки предмета в себе несут? Какими частями речи выражены?

3) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу. Мы распространили дополнение распространённым согласованным определением, таким образом придав предмету признак по его действию. Чем выражено основное определение? На какой вопрос отвечает? По какому суффиксу можно узнать эту форму глагола? Каким второстепенным членом оно распространено и какой частью речи выражен этот второстепенный член?

В итоге получилось распространённое двусоставное предложение, вполне пригодное для описательного контекста:

Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу.

Вывод: второстепенные члены, распространяя грамматическую основу и другие второстепенные члены, делают предложение-сообщение объёмным и информационно насыщенным. Они привносят в достаточно абстрактную грамматическую основу детали, позволяющие создать неповторимое, индивидуальное высказывание. Помните, однако, что как бы предложение ни было распространено, оно должно быть ясным по смыслу.

Задание. Прочитайте предложения. В каждом допущена ошибка в употреблении причастных или деепричастных оборотов. Разберите предложения по членам и найдите ошибки.

1. Через несколько дней после разлуки я увидел своего отца дома, приехавшего из командировки. 2. Прочитанная для студентов о роли эпитетов в художественной речи вызвала лекция большой интерес. 3. Мишу охватил смех, глядя на младшую сестру. 4. Посмотрев постановку в театре, напрашивается вывод о превратностях нашей жизни. 5. Перейдя дорогу, нужно внимательно смотреть по сторонам. 6. Выйдя на улицу, нас обдало холодом.

Образование