21.02.2011 16:54
Происшествия

Следствие: Трагедии на Нижнекамской ГЭС можно было избежать

Стали причинами аварии на Нижнекамской ГЭС
Текст:  Светлана Брайловская (Казань)
Читать на сайте RG.RU

Руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров назвал корреспонденту "РГ" несколько причин, которые привели к трагедии.

По его словам, компрессор, из-за которого произошел взрыв, был с изъяном. Аналогичное оборудование используется не только на ГЭС, но и на многих других предприятиях, к примеру, на литейных и машиностроительных заводах. И до сих пор о браке не знали.

- Мы уже направили все документы заводу-изготовителю и обязали его и наши территориальные органы вывести оборудование из эксплуатации, чтобы устранить неполадки, - комментирует Борис Петров. - О том, что компрессор с браком можно было выяснить гораздо раньше, в процессе текущей работы, пока это не привело к трагедии.

Как уже писала "Российская газета", 12 мая прошлого года около трех часов дня в турбинном цехе машинного зала Нижнекамской ГЭС появилось облако из воздушно-масляных паров.

Пока диспетчер станции передавал экстренное сообщение главе пожарно-караульной службы, справиться с аварией на месте пытались начальник турбинного цеха, рабочие и монтажники. И как раз в этот момент прогремел взрыв.

Начальника турбинного цеха Юрия Харчева отбросило взрывной волной в открытый люк, и он погиб на месте. Еще десять человек отравились угарным газом и получили травмы различной степени тяжести.

Позже, когда на место аварии прибыли сотрудники пожарной части, во время разведки погиб и начальник караула ПЧ-18 Александр Нилов. В дыму он не увидел открытого люка и провалился в него. Его сразу же доставили в реанимацию Набережночелнинской больницы скорой медицинской помощи, но спасти пожарного не удалось. Тогда все пострадавшие получили травмы легкой и средней степени тяжести: переломы, ушибы, гематомы и царапины. Это произошло из-за того, что на монтажной площадке, которая находилась на 20 метров выше места взрыва, было много деталей, и их раскидало волной по всей территории. Авария никак не сказалась на работе ГЭС, станция не остановилась ни на минуту.

Глава Приволжского управления Ростехнадзора считает, что к печальным последствиям привели также неумелые действия работников Нижнекамской ГЭС:  

- Далеко не все в момент аварии действовали по инструкции. В зале, где произошел взрыв, находились посторонние люди, которых там в принципе не должно было быть. По всем законам должно было сработать элементарное чувство опасности, но почему-то зеваки не торопились расходиться, и самое главное, что никто им не помешал наблюдать за происходящим. Я не исключаю, что именно это осложняло работы по ликвидации аварии, что и привело к первой жертве. Кроме того, в цехе были загромождения - вещи и  оборудование, которого здесь никак не должно было быть. Вот вся эта цепочка и привела к трагическим последствиям.

Отвечать за взрыв на станции, где в мае минувшего года погибли и пострадали люди, перед судом будут главный инженер и старший мастер турбинного цеха станции.  

Именно им следователи предъявили обвинения по статье 109, части 2 Уголовного кодекса РФ - "причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей". В случае, если их вина будет доказана, инженера и мастера ждет до трех лет лишения свободы.

Как сказал корреспонденту "РГ" старший помощник руководителя следственного управления СКР по РТ Эдуард Абудллин, следствие же полагает, что трагедии можно было избежать, если бы не халатное отношение обвиняемых к своим прямым обязанностям. По версии следственных органов, за два месяца до трагедии во время ремонта того злополучного компрессора, из-за которого и произошел взрыв, мастера проигнорировали требования по обслуживанию и эксплуатации оборудования, к тому же использовали для починки неподходящие для этого расходные материалы. В итоге, прогремел взрыв, погибли люди.

Следствие Казань Волга-Кама