21.02.2011 00:40
Экономика

Эксперт: Со стороны бизнеса пока нет спроса на инновации

Инноград будет задавать бизнес-климат по всей стране
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №36 (5412)
Читать на сайте RG.RU

24 марта в Москве откроется ежегодный Международный конгресс "Открытая Россия: партнерство для модернизации". Цель - обсудить с авторитетными экспертами - экономистами, предпринимателями, представителями законодательной и исполнительной власти - вопросы, касающиеся глобальных перемен, на пороге которых стоит Россия.

А это и вступление в ВТО, и переход от сырьевой модели экономики к инновационной. Все это изменит среду ведения бизнеса, обострит конкуренцию. Одно из пленарных заседаний конгресса будет посвящено проблеме развития в России инноваций. Накануне сопредседатель Ассоциации "Деловая Россия", первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев ответил на вопросы " РГ" .

Российская газета: Владимир Александрович, использование компаниями новейших научных разработок для повышения производительности труда, сокращения издержек, тиражирование инноваций невозможно без законодательного обеспечения. В России создана такая база для коммерциализации инновационной деятельности?

Владимир Головнев: Пока по сравнению с другими странами наше законодательство отстает. Тем не менее достигнуто немало. Во-первых, принята 4-я часть Гражданского кодекса. Это прорыв в российском праве. Интеллектуальная собственность стала считаться товаром. Во-вторых, в прошлом году появился Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково", позволяющий любым компаниям, отвечающим необходимым критериям, в любой точке страны до 1 января 2014 года пользоваться налоговыми, таможенными и организационными преференциями при ведении своей практической деятельности.

В-третьих, есть закон о передаче прав на единые технологии. В-четвертых, работает Закон N 316-ФЗ, который касается прав патентных поверенных и специальных налоговых льгот. Серьезный шаг в законодательстве сделан навстречу малым научным компаниям при вузах и академиях. Урегулированы ключевые вопросы авторского права, без которого говорить об инновациях вообще не имело бы смысла. Понятно, во многом к законодательным переменам подтолкнули внешние условия - вступление России в ВТО, необходимость ввоза зарубежных технологий, их защиты на нашем рынке. Но все эти законодательные шаги уже дают отдачу - пиратский беспредел, который еще 5-10 лет назад царил на рынке СD и программного обеспечения, отступил.

РГ: Какие-то законы в дополнение к этим еще надо принять, чтобы инновации начали набирать обороты?

Головнев: Дело сегодня не столько в законах, сколько в отсутствии качественного конкурентного бизнес-климата. А потому на сами инновации нет спроса и заказа со стороны бизнеса. Поэтому сформировать такой спрос на первых порах берется само государство.

Что касается пакета законов, то сейчас в Госдуме детально расписан стратегический план формирования нормативно-правой базы для обеспечения инновационной экономики. Он готовился с марта 2010 года. Переход экономики на опережающий инновационный тип предполагает три признака. В России, замечу, пока нет ни одного.

Первое - должно существовать прикладное научное предпринимательство. Это когда, к примеру, фирма занимается только тем, что изобретает новые болты, но не внедряет идеи в производство и не продает. А добавленную стоимость получает с помощью посредников, которые выводят изделие на рынок. Элементы такого прикладного научного предпринимательства есть только в программных продуктах IT. В производственном секторе этого пока вообще нет. Второе условие - должен быть развит рынок новых технологий, а не отдельные 2-3-штучные предложения, как сейчас. Для этого нужно развивать систему частно-государственного партнерства. Третье - на базе новых технологий должен возникнуть тип новой промышленности, готовой внедрять инновации.

Стимулы для всего этого заложены в законодательный пакет, начиная от налоговых льгот, реформирования бухучета, развития механизма страхования инновационных рисков при капитализации интеллектуальной собственности на предприятиях до введения инструментов по развитию рынка промышленной интеллектуальной собственности.

РГ: Как быстро Госдума примет этот пакет?

Головнев: Это непростой путь. Придется перевернуть практически все законодательство, минимум 100-120 законов, в которые надо внести изменения.

В эту весеннюю сессию, надеюсь в первом чтении, примем федеральный закон о государственной поддержке инновационной деятельности. Установим четко, что такое инновации, определим механизмы их поддержки. С одной стороны, есть предложение поддерживать только те инновационные компании, которые уже не менее трех лет занимаются их внедрением. С другой - право на господдержку должны иметь и сами фирмы-инноваторы. Разговор при этом пойдет либо о создании государственного фонда совместно с частными инвесторами, либо о госгарантиях или субсидиях для инновационных компаний. Это подтолкнет бизнес вкладывать деньги в новые инновационные продукты. Но должен заметить, написать и принять законы - полдела, надо, чтобы они заработали. И в этом Сколково - нам в помощь, что бы ни говорили скептики.

Бизнес Инновации