22.02.2011 00:40
Экономика

Росавиация определит, какие компании останутся в московском авиаузле

Росавиация определит, какие компании останутся в московском авиаузле, а какие перенесут чартерные программы в другие аэропорты
Текст:  Людмила Морозова
Российская Бизнес-газета - : №7 (789)
Читать на сайте RG.RU

В соответствии с распоряжением министерства транспорта теперь Росавиация при рассмотрении заявлений перевозчиков и принятии решений о допуске к выполнению международных чартерных перевозок пассажиров, осуществляемых по программе перевозок в сезон расписания "Лето-2011", должна будет руководствоваться пропускной способностью аэропортов с учетом сплошного досмотра на входе. По мнению экспертов и представителей аэропортов, эта мера серьезно ограничит пропускную способность столичного авиаузла.

Минтранс рекомендует авиаперевозчикам, базирующимся не в столице, перенести чартерные программы в другие аэропорты. Между тем туроператоры уже заявляют о том, что сокращение чартерных программ в московском авиаузле обернется монополизацией рынка и ростом стоимости авиабилетов.

Эксперты считают, что в первую очередь из-за более жестких требований к безопасности авиаузлов пострадают туристы, предпочитающие в сезон отпусков пользоваться чартерными рейсами. Представители туристического рынка прогнозируют рост стоимости авиабилетов в грядущем летнем сезоне отпусков.

К тому же эксперты отмечают, что многие из 100 немосковских авиакомпаний негативно восприняли эту новость, поскольку московский рынок для них - один из способов делать бизнес, которого они лишатся.

За разъяснениями "РБГ" обратилась к руководителю комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрию Горину.

- Дмитрий, по инициативе минтранса, Росавиация сократит чартерные программы в Московском регионе для повышения мер безопасности в аэропортах. А на чем в сезон полетят туристы? И как инициатива минтранса скажется на региональных перевозчиках?

- В связи с усилением мер безопасности в предстоящем туристическом летнем сезоне Росавиация при принятии решения о допуске перевозчиков на чартерные маршруты будет руководствоваться пропускной способностью аэропортов с учетом сплошного досмотра пассажиров на входе. Поэтому теперь авиакомпании для согласования планов полетов будут обязаны предоставить вместе с заявкой на рейсы данные аэропортов о пропускной способности на период выполнения чартерной программы.

На этом основании по всем аэропортам московского узла произойдет корректировка чартерных программ, и прежде всего это коснется региональных перевозчиков, которые традиционно выполняли туристические чартерные перевозки из Москвы. Насколько мне известно, минтранс рекомендует этим перевозчикам, не базирующимся в Москве, перенести рейсы в аэропорты других городов, поэтому мы надеемся на перераспределение и возврат выполнения вылетов чартерных рейсов из городов России, минуя московский транзит.

В действительности очень много небольших региональных авиакомпаний используют Москву как аэропорт для своих полетов в другие города. Кстати, рейтинг по задержкам рейсов показывает, что на первом месте небольшие региональные авиакомпании по техническим неисправностям, кроме того, немосковские авиаперевозчики не в состоянии обеспечивать и достаточное резервирование воздушных судов. И если минтранс ограничит присутствие региональных перевозчиков, то пассажиры сильно не пострадают. У каждого аэропорта есть приписанные авиакомпании, которые постоянно базируются в аэропорту, здесь монополизации не возникает. На московском авиаузле достаточно авиакомпаний, которые могут обеспечить сезонный трафик. В связи с этим планируемое сокращение таких рейсов может составить 15-20% по Домодедово, Шереметьево и Внуково.

Сейчас каждый из аэропортов проходит мониторинг по пропускной способности с учетом количества входов в здание аэропортов, и здесь более в выигрышном положении находятся аэропорты Внуково и Шереметьево, где потоки могут быть распределены на 15-20 просмотровых пунктов в отличие от Домодедово, где их пока можно организовать только 5.

- Подорожание авиабилетов ожидается?

- Ресурсов приписанных к Москве авиакомпаний будет вполне достаточно для осуществления всех туристических перевозок. С одной стороны - сократится демпинг, но с другой стороны, надо понимать, что затраты больших авиакомпаний на производственную деятельность выше, чем у небольших компаний, которые занимаются только чартерами, и это приведет в конечном итоге к определенному повышению цен. Регулярный перевозчик летает круглый год при любой загрузке рейса. Авиакомпания - это все-таки коммерческое предприятие, и летний сезон, когда объемы перевозок возрастают в разы, позволяет компенсировать понесенные в низкий сезон убытки. Также на стоимость билетов может повлиять изменение цен на топливо, хотя в последнее время даже намечается тренд к его снижению: например, "Трансаэро" объявило о намерении сократить стоимость перевозки в города России на 10%, что связано с планируемым уменьшением стоимости топлива.

Мы полагаем, что летом 2011 года повышение цен на билеты не будет более чем на 10 процентов, и это с учетом топлива.

- У вас нет опасений, что предложенные минтрансом меры приведут к ограничению конкуренции на рынке перевозок?

- Хочется надеяться, что минтранс не допустит монополизации рынка авиаперевозок в предстоящем сезоне. В середине марта Росавиация проведет комиссию и публично опубликует данные о всех допусках авиакомпаний на своем сайте. Задача государственного регулятора - создать благоприятную среду для здоровой конкуренции на рынке чартерных авиаперевозок.

К сожалению, в нашу Ассоциацию туроператоров России поступают сигналы от туроператоров, что по ряду направлений, где количество назначенных перевозчиков ограниченно, например Болгария, планируется повышение цены перевозки до 30%, чего нельзя допустить, так как организация туров в Болгарию традиционно связана с детским и семейным бюджетным отдыхом.

МНЕНИЕ БИЗНЕСА

Виталий Шахов, экс-директор по продажам авиакомпании "Нордавиа - региональные авиалинии":

- В итоге распоряжения минтранса, и это, на мой взгляд, очевидно, возникнет дефицит предлагаемых емкостей на чартерных направлениях. Логично, что в этом случае основными, если не единственными игроками на этом поле останутся назначенные перевозчики. Возникнет возможность для монополизации рынка на отдельных направлениях. Цены на авиабилеты при этом возрастут.

Что касается предложения для компаний, остающихся при таком подходе "за бортом", искать для себя рынки чартерных перевозок в других аэропортах России, то это благие идеи, не поддержанные, однако, рыночной реальностью. Дело в том, что в большинстве городов с количеством жителей менее 500 тыс., имеющих международные региональные аэропорты, обеспеченный спрос на массовые чартерные перевозки имеет сезонный характер. В итоге крайними в этой цепочке последствий, испытывающими на себе весь пресс дефицита предложения и взлета цен, имеют шанс оказаться жители отдаленных регионов.

Виталий Коренюгин, руководитель отдела авиакомпании "Скай Экспресс":

- Если меры минтранса будут одобрены и воплощены в жизнь, то это приведет к увеличению стоимости чартеров и туров. Выиграть от подобного решения смогут только перевозчики, базирующиеся в московском авиационном узле. В выигрыше остаются, во-первых, столичные авиакомпании и, во-вторых, назначенные перевозчики.

Авиатранспорт Росавиация