22.02.2011 00:46
Экономика

Россия и Евросоюз могут подписать "дорожную карту" по развитию газовой отрасли до 2050 года

Общий план России и ЕС
Текст:  Теймур Абдуллаев
Российская газета - Столичный выпуск: №37 (5413)
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на имеющиеся разногласия, Россия и Евросоюз в ближайшее время могут подписать "дорожную карту" по развитию газовой отрасли до 2050 года, сообщил вчера журналистам глава "Газпрома" Алексей Миллер.

По его словам, этот вопрос, неисключено, будет рассмотрен на саммите Россия-ЕС, который состоится на этой неделе.

Это означает, что волнующие российскую сторону последствия применения "Третьего энергетического пакета", который с 3 марта устанавливает новые правила игры на европейском энергорынке, вопреки опасениям экспертов, все же могут быть сглажены в короткие сроки. Например, такие проблемы, как потеря инвестиционной привлекательности новых транспортных и добывающих проектов "Газпрома" и контроля за уже существующими ГТС в Европе. "От переговоров мы ждем взаимоприемлемого алгоритма сотрудничества при реализации третьего энергопакета, недискриминационного отношения к новым транспортным проектам по поставке газа в ЕС и обсуждение возможностей и перспектив подписания "дорожной карты развития газовой отрасли до 2050 года", - уточнил Алексей Миллер. При этом глава "Газпрома" подчеркнул, что 2050 год - "это не такой далекий горизонт". "Сейчас у компании действуют контакты до 2035 года. И с высокой степенью вероятности мы можем прогнозировать поставки до 2050 года", - сказал он.

Напомним, что "третий энергопакет" представляет собой план мер по либерализации рынка электроэнергии и газа в ЕС. Он содержит ряд положений, ограничивающий работу "Газпрома". В частности, отказ от продления долгосрочных контрактов на поставку газа, разделение поставщиков газа и владельцев газотранспортной инфраструктуры.

Вопрос укрепления позиций нашего концерна на еврорынке осложняется и тем, что пока он зависит от транзита через Украину. Ставка транзита привязана к цене поставки газа. Так, если в 2009 году "Газпром" заплатил за транзит 2,1 миллиарда долларов, а в 2010 - 2,6 миллиарда, то в 2011 году эта сумма составит 2,8 миллиардов долларов. При этом Украину не устраивает цена на российский газ для внутреннего рынка. И руководство неоднократно заявляло о необходимости пересмотра формулы цены в контрактах между "Газпромом" и НАК "Нафтогазом Украины". Однако, пояснил вчера, Миллер, концерн не планирует в ближайшее время пересматривать свои экспортные контракты с Украиной.

Понимая это, украинские газовики надеются с помощью добычи недавно обнаруженного сланцевого газа снизить свою зависимость от российского топлива. Но у них вряд ли это получится, полагает начальник управления структурирования контрактов и ценообразования "Газпром экспорт" Сергей Комлев в ходе дискуссий на "круглом столе". Он напомнил, что озвученная оценка запасов сланцевого газа на Украине в 2 триллиона кубометров - это технически извлекаемые запасы, а не доказанные. "Но на общественное мнение это уже произвело определенное ошеломляющее действие", - отметил он. Сейчас себестоимость сланцевого газа составляет свыше 200 долларов за тысячу кубометров. По его словам, в этих условиях компании по добыче сланцевого газа выживают за счет заранее застрахованных рисков падения цены. И далеко не у всех компаний получается сделать это успешно. Кроме того, объемы запасов сланцевого газа на Украине до сих пор неизвестны.

Поэтому, уверены специалисты, единственным путем сближения позиций может стать создание совместного предприятия между двумя компаниями. "На сегодняшний день мы согласовываем компанию, которая будет производить оценку активов НАК "Нафтогаза" и "Газпрома". Подходы к созданию СП не изменились. "Газпром" со своей стороны внесет добычные активы, а Украина - газотранспортные мощности", - сообщил Алексей Миллер. И добавил то, о чем уже не раз говорил: в случае объединения цена газа для потребителей Украины будут приравнена к внутрироссийским, то есть он станет дешевле.

Нефть и газ