В Москве обсуждался проект по включению России в Европейское исследовательское пространство. Это новая форма международного сотрудничества.
Казалось бы, российские ученые участвуют в множестве совместных проектов с европейскими коллегами. Вплоть до таких масштабных, как создание Большого адронного коллайдера в ЦЕРНе. Что же можно придумать нового?
- Подавляющее число совместных программ - двусторонние, - объясняет координатор проекта доктор Йоран Зонненбург. - Мы предлагаем перейти к многостороннему сотрудничеству, чтобы охватывать глобальные проблемы. В рамках двусторонних программ это не всегда возможно. Сейчас выделены пять направлений: климат, здоровье, энергетика, информатика, а также социально-экономический блок. Под каждое нужно собрать команду из нескольких наиболее продвинутых игроков. Они и должны разработать своеобразный зонтик.
Пример подобной проблемы привел академик РАН Михаил Угрюмов. Речь о так называемых нейродегенеративных заболеваниях, в частности, болезнях Альцгеймера, Паркинсона и т.д. Их причиной является гибель нейронов. Как вовремя обнаружить и затормозить негативный процесс? Опыт показывает, что одной стране столь масштабная задача не по зубам. Потому что невозможно одинаково успешно вести работы по разным направлениям. Нужно кооперироваться с теми, кто на каком-то из этапов продвинулся дальше других.
Предполагается, что каждый из участников коллаборации вносит в год 100 тысяч евро. Казалось бы, не густо для глобальных проектов. "Но ведь участников несколько, - объясняет академик Угрюмов. - И вместе можно собрать приличную сумму".