22.02.2011 00:09
Культура

Российская певица принимала поздравления "РГ" с присуждением "Грэмми-2011" на гастролях в Индии

Российская певица принимала поздравления "РГ" с присуждением "Грэмми-2011" на гастролях в Индии
Текст:  Андрей Хрипин
Российская газета - Федеральный выпуск: №37 (5413)
Читать на сайте RG.RU

Молодая оперная певица Екатерина Лехина, получившая награду "за лучшую оперную запись" на "Грэмми-2011", до сих пор больше известна за рубежом, нежели на родине. Хотя именно она спела главную партию в опере финки Кайи Саариахо L amour de loin ("Любовь издалека"), обошедшую в своей номинации сильных соперников. В частности, даже запись оперы Родиона Щедрина "Очарованный странник" нового лейбла Mariinsky, тоже номинировавшаяся на "Грэмми".

К сожалению, на церемонию вручения Grammy Кате попасть не удалось. В это самое время у нее был контракт, отменить который было уже невозможно: она летела в Мумбаи петь в Четвертой симфонии Малера, а днем позже - давать сольный концерт. Корреспонденту "РГ" удалось разыскать Екатерину Лехину в Индии, поздравив ее с выигрышем престижной награды.

Российская газета: Верно ли, что вы даже не смотрели трансляцию и не болели сами за себя?

Екатерина Лехина: О победе я узнала только в аэропорту и сначала не поверила. Позвонила нескольким людям, чтобы проверить информацию. Очень радуюсь и надеюсь, что статуэтку мне пришлют позже.

РГ: А как вы вообще попали в эту престижную компанию: финского композитора Кайи Саариахо и американского дирижера Кента Нагано ( в Концертном зале им. Чайковского РНО и российские солисты под управлением возглавляющего Баварский государственный оркестр и Баварскую оперу Кента Нагано исполнили "Валькирию" Вагнера. - Прим. ред.)?

Лехина: Эта история началась еще в 2007 году с конкурса Operalia, организованного Пласидо Доминго, где я выиграла первую премию. Конкурс в тот год проходил в Париже. Как известно, в жюри там сидят директора крупнейших театров мира, и один из них сразу после третьего тура подошел ко мне с важным разговором. Это был Жан-Пьер Броссман. Он долгое время был директором парижского "Шатле", а также оперных театров Страсбурга и Лиона. И это были лучшие годы для тех театров, он всегда приглашал великолепных певцов, были прекрасные постановки, вошедшие в историю. Сейчас он, правда, отошел от дел, но продолжает следить за творчеством певцов и помогать начинающим артистам. С Кентом Нагано они большие друзья, и Нагано полностью доверяет его выбору и музыкальному вкусу. А предложение было - записать главную партию в современной опере Саариахо "Любовь издалека".

РГ: Как вы думаете, почему на главную партию утвердили именно вас, фактически дебютантку?

Лехина: Опера представляет собой очень интересный сплав модерна минимализма, медитативной музыки и бельканто. Она написана на французском языке, повествует о платонической любви принцессы Триполи и французского трубадура Жофре Руделя и с шумным успехом ставилась до этого на Зальцбургском фестивале, в Финской национальной опере и в театре "Шатле" в Париже. Но - в авторской редакции для более низкого сопрано (сделанной специально для знаменитой американской певицы Дон Апшоу. - Прим. ред.). А композитор мечтала записать оперу в оригинальной версии, с более высоким сопрано. Однако никак не могли найти исполнительницу, которая справилась бы с этой партией и со всеми техническими трудностями современной музыки. Вот и пригласили меня.

РГ: Только не говорите, что не волновались, записывая свой первый в жизни альбом?!

Лехина: Мы работали три дня, по 6-7 часов подряд. И я очень волновалась, поскольку не знала, смогу ли выполнить все, что написано в сложной партитуре. Но в результате все были очень довольны и сказали, что я идеально подошла на роль принцессы Клеманс. Мой педагог Светлана Григорьевна Нестеренко во время этой записи находилась со мной в Берлине и всячески помогала советами. Сама запись была довольно-таки рискованным экспериментом: оркестр, двое других солистов и хор были полностью записаны еще в 2006 году. И мне надо было наложить голос на уже записанный оркестровый материал. Поэтому у меня не было никакой возможности где-то замедлить темп, где-то пойти вперед. Я должна была точно уложиться в музыку. Это такая новая технология у звукозаписывающей фирмы Harmonia Mundi. Они считают, что подобный способ для певцов гораздо выгоднее, ведь, если ошибается оркестр, певцу приходится делать несколько дублей. Перед записью у меня была всего лишь одна (!) репетиция с дирижером, и он остался мной доволен. Запись действительно получилась очень качественной. Но это благодаря стараниям и двух других солистов - Мари-Анж Тодорович и Даниэль Бельхер.

РГ: Несмотря на получение "Грэмми" в России вас пока мало знают...

Лехина: Я родилась в Самаре. Училась там в музыкальном училище имени Д.Г.Шаталова. Потом поехала учиться в Москву, где закончила Академию хорового искусства имени В.С.Попова. Очень короткое время я числилась в "Новой опере", а теперь работаю по контрактам в разных театрах мира. Жаль, что с российскими театрами отношения пока как-то не складываются. Я должна была дебютировать в этом сезоне в Большом театре в партии Царицы ночи в опере Моцарта "Волшебная флейта", но блок этих спектаклей заменили на другие концерты и постановки. Однако я не теряю надежды, что в следующим сезоне мой дебют в Большом все-таки состоится. А сейчас пока - гастроли в Индии, потом Джильда в Монте-Карло, "Царица ночи" в Тель-Авиве, Вене и Женеве, Цербинетта в опере Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе" в Сантьяго (Чили) и Диана в опере соперника Моцарта, Мартина-и-Солера "Древо Дианы" в Монпелье.

Музыка