22.02.2011 00:45
Экономика

На Ставрополье принята программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2013 года

На Ставрополье принята программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2013 года
Текст:  Светлана Богданова
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №37 (5413)
Читать на сайте RG.RU

Документ предусматривает новый порядок выделения государственных средств. Последние проверки Счетной палаты края показали: зачастую бюджетные деньги тратятся неэффективно и не по назначению.

Еще одна причина разработки такой программы - соответствующее распоряжение правительства России. Основная идея документа - перейти к управлению финансами, исходя из конечного результата, и перевести все местные бюджеты на программный принцип планирования расходов. Но достичь цели можно только за счет жестких бюджетных ограничений.

Прежде всего главный финансовый документ края будет формироваться на основе консервативного прогноза развития экономики, дефицит бюджета должен быть минимальным, а объем госдолга не превышать оптимально допустимый уровень. В региональном минфине рассчитывают, что это позволит своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед населением.

- К сожалению, при принятии бюджета на очередной финансовый год не всегда учитывается тот факт, что провозглашенные обязательства будут действовать на протяжении длительного времени и в дальнейшем невозможно будет их отменить, - говорит заместитель министра финансов Ставропольского края Лариса Калинченко. - Поэтому сразу должен определяться и механизм реализации этих обязательств.

Новация 2013 года - программный принцип исполнения бюджета, к чему необходимо готовиться уже сейчас. Вместо ведомственных программ и функциональных разделов в основном финансовом документе должны быть представлены долгосрочные целевые программы органов исполнительной власти, под которые и будут выделяться средства.

- Например, мы сейчас не можем ответить на вопрос, сколько денег край тратит на противодействие экстремизму, - продолжает Лариса Калинченко. - Помимо реализации соответствующей программы, много мероприятий в этом направлении проводится в области культуры, спорта и других сферах, разделенных по разным функциональным разделам. Теперь же все эти направления долж- ны быть объединены в один документ. И финансы будут выделяться не на процесс, а под результаты конкретной программы.

Сегодня в крае предоставляются льготы по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество организаций и физических лиц, а также на прибыль. При этом никто не анализирует степень влияния преференций на развитие конкретной отрасли, экономики в целом. На самом ли деле льготы играют стимулирующую роль, которая в качестве аргумента приводилась на стадии их принятия? На этот вопрос теперь должны отвечать специалисты, а власти на основе их анализа - либо отменить неэффективные льготы, либо изменить ставку налога.

Еще одна задача - повыше-ние эффективности бюджетных расходов по отдельным направлениям.

- Сеть бюджетных учреждений в крае ежегодно растет и становится уже непосильным бременем для казны. Только за кризисный год количество бюджетников выросло на 3330 человек. При этом зачастую рост численности чиновников никак не связан с увеличением потребителей бюджетных услуг, - считает замминистра. - В 2009 году количество учащихся в средних специальных учебных заведениях сократилось на 1127 человек, а штатная численность преподавателей выросла на 327 человек. Объяснить эти факты логически невозможно. Аналогичная ситуация происходит и в детских домах. В условиях сжатия доходов содержать такую избыточную сеть нереально. Поэтому мы предлагаем сделать следующее: провести анализ загруженнос-ти бюджетной сферы и сопоставить объем предоставляемых услуг с их востребованностью населением. Здесь необходимо будет учесть наличие организаций, в том числе федеральных, предоставляющих аналогичные услуги.

Далее, по словам Калинченко, следует разработать паспорт каждого учреждения с учетом его материально-технической базы, финансово-хозяйственной деятельности, кадрового состава. И на основе этого уже принимать решение об упорядочении структуры, оптимизации штатов, изменении правового статуса учреждения. Также необходимо разработать систему мотивации руководителей органов исполнительной власти по оптимизации численности сотрудников.

Что касается реального сектора экономики, то в последние годы он все активнее пользуется бюджетными средствами - в крае созданы гарантийный и венчурный фонды, предостав-ляется несколько видов нало- говых преференций малому и среднему бизнесу. При этом результаты господдержки так-же не известны. В минфине считают, что их оценка поможет сконцентрировать ресурсы на самых эффективных направлениях.

А в области межбюджетных отношений необходимо откорректировать механизм поддержки муниципалитетов, оптимально сочетая противодействие иждивенчеству и стимулирование финансовой самостоятельности. При этом должен быть ужесточен контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства.

Бюджеты регионов Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ