В эти ДНИ в России и Беларуси стартовала широкомасштабная акция "Наследники Великой Победы". В ее рамках в наших странах пройдет серия специальных показов фильма "Брестская крепость" для молодежи и ветеранов различных войн. Все 500 копий, которые получил российский прокат, будут использованы для специальных общественных показов картины. Представлять картину, недавно удостоенную премии ФСБ и национальной кинематографической премии "Золотой орел", будут создатели и актеры "Брестской крепости". Накануне акции мы связались с режиссером фильма "Брестская крепость" Александром Коттом.
- В Культурном центре ФСБ России прошла торжественная церемония вручения премий за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности. Лауреатом премии стал и фильм "Брестская крепость". А в конце января фильм удостоен престижной профессиональной награды - в двух номинациях - национальной премией "Золотой орел". Как вы относитесь к премиям?
- Премии бывают разные. Любое признание фильма - признание того, что то, чем ты занимаешься, имеет смысл. Это не значит, что надо делать кино для премий. Премия - знак того, что людям кино понравилось.
- Что вам дала работа над фильмом в профессиональном плане?
- Научила терпению.
- Больше всех собрал наград актер Андрей Мерзликин, сыгравший в фильме пограничника Кижеватова. Ему была вручена премия от Союзного государства. Его также наградили за эту роль премией ФСБ. На ваш взгляд, Андрей создал наиболее достоверный образ на экране?
- Награды очень часто не имеют отношения к реальности. Просто кому-то очень понравился Андрей Мерзликин. Награды в смысле объективности - это не конфетки, которые раздают. Премия - приятный бонус.
- Как вас пригласили на этот проект?
- Раздался звонок от продюсеров, я еще не догадывался, что это за проект, но знал тему. Мы пообщались и поняли, что видим задуманное одинаково.
- Вы смотрели фильм "Бессмертный гарнизон" по сценарию Константина Симонова?
- Да. Но этот фильм - не документальная реконструкция событий. У нас была другая задача - сделать реконструкцию событий. Это - академическое кино, героический эпос. Фильм о советских людях, которые оказались в "котле". Фильм получился искренний и пафосный.
- Вам близка военная тема?
- Мне нравится снимать про то, что находится на расстоянии времени. Я и раньше снимал военные фильмы - "Конвой PQ-17" по Валентину Пикулю.
- Где прошла самая впечатляющая премьера фильма?
- В Брестской крепости.
- Среди ваших учителей такие известные режиссеры, как Владимир Хотиненко, Анджей Вайда...
- Мой учитель - Владимир Хотиненко. У Вайды был недолгий курс обучения.
- Как отнеслись к фильму белорусские ветераны?
- В основном приняли. В фильме есть вещи, на которые я пошел сознательно.
- Несмотря на то, что фильм академический, у него четыре финала...
- У нас история про четырех героев, и в этом смысле мы решили закончить каждую линию.
- Алеша Копашов, сыгравший трубача Брестской крепости, собирается стать актером?
- Не факт. У него и его родителей часто меняются настроения. Но мужчина артист - это целая история. Женщина может стать просто актрисой, а мужчина, если он актер, должен быть гениальным.
- Может быть, Алеше лучше стать военным юристом, как он изначально хотел?
- Думаю, да.
Между тем
В рамках акции "Наследники Великой Победы" 22 февраля в Центральном музее Великой Отечественной войны состоялся специальный показ для ветеранов
фильма "Брестская крепость". Представляли картину директор музея Владимир Забаровский и генеральный продюсер картины, председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников. Соб. инф.