24.02.2011 00:50
Власть

Ирина Серова: 80 процентов работ, выполненных нынешними специалистами, - брак

Кадастровые инженеры будут нести ответственность за достоверность всех данных о земельном участке
Текст:  Ирина Степура
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5415)
Читать на сайте RG.RU

С 1 января 2011 года на рынке занятости появилась новая профессия - кадастровый инженер.

Теперь в сфере землеустроительных работ оказывать свои услуги смогут исключительно люди, подтвердившие квалификацию в государственной аттестационной комиссии. Сколько у нас таких специалистов? Сколько их нужно вообще?

Свои вопросы мы адресовали заместителю руководителя Управления Росреестра по Хабаровскому краю Ирине Серовой.

Российская газета: Ирина Ивановна, откуда возьмутся представители новой профессии? Ни один дальневосточный вуз их не готовит...

Ирина Серова: Да, но профильных специалистов тем не менее много - профессии землеустроителя и геодезиста обучают и в Хабаровске. Стать кадастровым инженером можно, окончив любой вуз. Главное - сдать экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровому инженеру, и получить квалификационный аттестат.

РГ: И сдают?

Серова: Сдают. Хотя экзамен сложный: претендентам предлагают в течение двух часов ответить на 80 вопросов, выбранных случайным образом из полутора тысяч. Отвечая на тесты экзамена, нельзя пользоваться литературой, средствами связи, нельзя разговаривать. За процессом сдачи следит видеокамера. Любое нарушение установленных требований является основанием для признания претендента не сдавшим экзамен. Недавно получили аттестаты первые пятьдесят человек.

РГ: Это много или мало? И сколько таких специалистов требуется на регион?

Серова: До настоящего времени подобной деятельностью - межеванием земель, составлением кадастровых планов, подготовкой документов, необходимых для кадастрового учета, занимались около ста проектно-изыскательских и геодезических организаций и индивидуальных предпринимателей. Сейчас, чтобы вести кадастровую деятельность, каждому предприятию необходимо иметь как минимум двух таких специалистов. Думаю, что реальная потребность оценивается в 200- 250 человек.

РГ: Судя по всему, специальность будет очень востребована - так же, как и профессия нотариуса...

Серова: Безусловно, и востребована, и перспективна. Сделки с землей всегда будут, поэтому кадастровые инженеры без работы не останутся. Кроме того, земельные участки являются объектами налогообложения, и трудом кадастровых инженеров создается основа налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога, который поступает в местный бюджет. Сведения о земельных участках с их уникальными характеристиками заносятся в Государственный кадастр недвижимости, далее данные поступают в Федеральную налоговую службу. Например, сейчас по Хабаровскому краю сведения о 347 тысячах земельных участков внесены в базу данных Государственного кадастра недвижимости. А чуть позже, с 2013 года, представители этой новой профессии будут осуществлять деятельность не только в отношении земельных участков, но и зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Так что кадастровый инженер - это даже не специальность, а квалификационное звание. Неслучайно к ним предъявляются серьезные требования: помимо технических дисциплин они должны знать основы гражданского законодательства, осуществления кадастрового учета, регистрации прав. По идее, с появлением этих специалистов должно возрасти качество оказания услуги.

РГ: А станет ли услуга межевания от этого доступнее для нас, рядовых собственников? Или дешевле?

Серова: Сложно сказать. Кадастровый инженер вправе вести свою деятельность либо в качестве работника юридического лица, либо в качестве индивидуального предпринимателя. Сейчас недостаточное количество таких специалистов наверняка приведет к удорожанию работ. Однако есть надежда, что развитие конкурентной среды на рынке кадастровых работ сможет повысить их качество и оптимизировать цены на услуги кадастровых инженеров. А пока качество услуг остается очень низким. Обращений к нам о некачественно выполненных работах довольно много, зачастую из меркантильных интересов фирмы допускают грубые нарушения. Скажу так: 60-80 процентов из общего количества проверяемых нами в течение года работ, выполненных нынешними специалистами, - брак.

РГ: Но это же огромная цифра!

Серова: При выявлении брака мы заставляем организации устранять допущенные нарушения. Но сегодня существуют ограничения в отношении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, да и возможности государственных органов ограничены. Поэтому чаще всего заказчикам работ приходится самостоятельно в судебном порядке добиваться от кадастровых инженеров устранения допущенных нарушений. В таких случаях рекомендуем привлечь профильную организацию для проведения контрольных измерений, на основе которых мы можем дать заключение для предъявления в суде. Таков закон. Между тем обычному гражданину вся эта претензионная волокита не по плечу, да и финансовые затраты существенны.

РГ: Вы сказали про ошибки. Кадастровые инженеры от них не застрахованы. А кто будет отвечать за их оплошности?

Серова: Законодательством предусмотрено, что ответственность за полноту и достоверность данных о земельном участке несет кадастровый инженер, выполняющий работы. Кроме того, предполагается, что контролировать кадастровую деятельность будут саморегулируемые организации, создаваемые в сфере кадастрового учета. Впрочем, обязательность членства в них не установлена.

При выявлении грубых ошибок (наложения или разрывы на дежурной кадастровой карте) недобросовестный специалист рискует потерять квалификационный аттестат кадастрового инженера. Если кадастровая палата в течение календарного года примет более десяти решений об отказе в осуществлении учета из-за грубых нарушений инженером требований закона, то это явится основанием для аннулирования аттестата. Получить квалификационный документ тяжело, а потерять его очень легко.

Регионы Хабаровский край Дальний Восток