25.02.2011 00:50
Власть

Александр Ильин: Каждые сутки в Москве происходит более двух тысяч ДТП

Глава ГИБДД Москвы Александр Ильин: На аварии будут выезжать специальные мотоэкипажи
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Столичный выпуск: №40 (5416)
Читать на сайте RG.RU

Более двух тысяч аварий происходит в столице в сутки. Но даже самое мелкое ДТП - может стать причиной большой пробки. А если их несколько? Как разгрести столичные пробки? Что делать, чтобы автомобилисты не ожидали по полдня приезда инспекторов для оформления происшествия? Об этом и о многом другом рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" новый начальник ГИБДД Москвы Александр Ильин.

Российская газета: Мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение организовать прибытие экипажей ГИБДД на аварии не позднее 20 минут после вызова. Возможно такое?

Александр Ильин: Мы каждые сутки фиксируем более двух тысяч ДТП. Для того, чтобы быстро их оформить, необходимо быстро получить информацию об аварии и направить туда экипаж. Во многом позволит решить эту проблему система навигации, установленная в патрульных машинах. Но этого недостаточно. Чтобы оформить две тысячи ДТП? нужны хорошие технические средства, нужно достаточное количество личного состава. Конечно, основную проблему создают мелкие ДТП. И тут необходима помощь страховых компаний. Сегодня без работников ГИБДД не обходится практически ни одно ДТП. Люди не составляют самостоятельно схем аварии и не разъезжаются. Упрощенное оформление практически не работает.

РГ: Многие застрахованы по КАСКО, а при нем упрощенное оформление не работает.

Ильин: И это тоже. Но есть и другой аспект: без вызова ГИБДД можно решить проблему, если сумма ущерба менее 25 тысяч рублей. Но мы видим сегодняшний автомобильный поток. В Москве в нем 90 процентов машин - иномарки. Что такое 25 тысяч рублей? Это царапина на бампере.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Поэтому все ждут ГИБДД. А инспекторы пробиваются сквозь пробки. Сейчас предлагается увеличить сумму до 50 тысяч. Может, это позволит отчасти решить проблему.

РГ: Чтобы инспекторы не стояли в пробках, может, им воспользоваться иностранным опытом? Выезжать на оформление на роликах, велосипедах или сигвеях.

Ильин: Ролики - не уверен. Ведь инспектор должен приезжать с документами, фотоаппаратом, рулеткой... В летнее время, чтобы ускорить приезд инспекторов, нужно шире использовать мотоциклы. Сейчас этот вопрос уже проработан с мэром Москвы Сергеем Собяниным и с главой ГУВД Владимиром Колокольцевым. Денежные средства мы нашли, в соответствии с 94-м федеральным законом проведем аукцион.

РГ: Сколько будет мотоциклов?

Ильин: Расчет простой: у нас десять округов. На каждый по пятнадцать мотоциклов - итого 150. Это должно помочь нам прибывать на места ДТП в сроки, которые нам устанавливают руководители. Какие это будут мотоциклы? Я считаю, что должны быть надежными и хорошими, чтобы они нравились и москвичам, и гостям столицы, и были вместе с тем не очень дорогими.

РГ: Ижевские, стало быть?

Ильин: Наши производители, к сожалению, не могут предложить четырехтактную технику с водяным охлаждением. А летом в Москве двухтактный мотоцикл без водяного охлаждения просто не сможет работать. В соответствии с конкурсом мы определим, что это будет за техника.

РГ: Московские пробки связаны с тем, как работают светофоры. Например, светофор на Якиманке мигает ровно семь секунд, после чего поток блокируется. На Ленинском проспекте светофор работает так, что одни не успели проехать, как им на перерез уже едут другие. Площадь Ильича. Там все движутся в основном в сторону набережной, но светофор, который стоит ниже, перекрывает движение, в итоге через эту площадь нельзя проехать ни в каком направлении. Собираетесь ли вы каким-то образом внедрять интеллектуальную систему работы светофоров, делать так называемую "зеленую волну"?

Ильин: Мне очень приятно, что мэр Москвы этими проблемами занимается. Он дал поручение по разработке интеллектуальной транспортной системы. Там целый комплекс вопросов будет, в том числе, касающихся ГИБДД. Это система фотовидеофиксации, система видеонаблюдения, интеллектуальная составляющая в плане организации движения в зависимости от его интенсивности. Не далее как неделю назад было подписано техническое задание на проектирование. Финансирование под эти цели тоже предусмотрено мэрией города. Думаю, что первый этап к концу года будет внедрен.

РГ: Если финансирование уже определено, сколько на эти цели планируется ассигнований?

Ильин: Вопрос не по адресу, это - в мэрию Москвы. Сейчас подготовлено техническое задание. Будет вестись проектирование, составлена соответствующая смета, которая определит ориентировочную стоимость мероприятий. Будет проведен конкурс, и только тогда можно сказать, в какую сумму это обойдется.

РГ: Поговорим о правах пешеходов. Правда ли, что запрещена парковка на Тверской улице между Манежной площадью и Тверской заставой?

Ильин: Я скажу честно, я пока не очень хорошо ориентируюсь в Москве. А что, там установлены соответствующие дорожные знаки? Госавтоинспекция дорожные знаки не выставляет. Она их контролирует. В данном случае давайте я проеду и посмотрю, есть ли там дорожные знаки или их нет. Если они установлены, значит действительно запрещено.

РГ: С того времени, как была запрещена парковка, у нас эта улица стала улицей мигалок. Все стоят с аварийками. К тому же огромная часть автомобилей стоит на тротуарах. И это напрямую затрагивает мои пешеходные права.

Ильин: Работники ГИБДД должны оказывать помощь. Если машина мешает движению транспорта, то она эвакуируется. Однако, если машина стоит на тротуаре и создает помеху движению пешеходам, то в соответствии с административным кодексом перемещение таких автомобилей не предусмотрено. За совершение данного нарушения на водителя налагаются штрафные санкции.

РГ: Въезд в городскую зону машинам от полутора тонн и ниже разрешен по правилам дорожного движения. Приказом Лужкова в свое время установлено - не более тонны, что противоречит ПДД. И в то же время разрешено трехтонникам ЗИЛам, "Бычкам", которые производит Москва, ездить по всей столице. Что имеет приоритет: Правила или приказы мэра?

Ильин: Это вопрос немножко не по адресу. Вы же сами сказали о том, что есть нормативный документ мэра Москвы. Я не вправе его обсуждать. Если вы считаете, что он противоречит Правилам, то необходимо обратиться в прокуратуру. Но позволю себе заметить, что Правила дорожного движения не регулируют въезд грузового транспорта в столицу. Организация движения в городе - компетенция местных властей. И если установлены знаки, запрещающие движение большегрузному транспорту, значит проезд под этот знак будет наказываться штрафом. Сейчас это 300 рублей.

РГ: За организацию дорожного движения отвечают местные власти, а не служба ГИБДД. Но вместе с тем мэр Москвы поставил задачу, в том числе и перед Госавтоинспекцией, побороть пробки. У вас есть своя программа, свой взгляд на это?

Ильин: Безусловно. Я уже говорил, что в мэрии Москвы есть ряд программ о московском транспортном узле. Имеется в виду не только город в пределах МКАД, но и Московская область. Эту проблему нужно решать одновременно на дорогах этих двух регионов, иначе все будет упираться в бутылочные горлышки. Мы знаем узкие места, знаем, где шесть полос превращаются в три, а то и меньше. Есть участки, где должна принять участие федеральная власть, потому что это федеральные дороги. Кстати, недавно мы на эту тему только разговаривали в мэрии. И Москва, и Московская область примут участие в том, чтобы принять меры, направленные на снижение транспортной нагрузки на Москву. Но надо понимать, что бы мы сегодня ни делали, моментального решения транспортных вопросов не произойдет. Мы все хотим создать нормальные комфортные условия для движения общественного транспорта. Чтобы люди нормально добирались на работу и с работы. Что для этого надо сделать? Выделить приоритеты. Раз общественный транспорт, значит, он должен пользоваться некими привилегиями. Но при этом нам необходимо понять, как он движется. Есть внутригородской транспорт, есть пригородный, есть междугородний и даже международный. И все эти регулярные рейсы должны двигаться по определенному расписанию, у них должен быть всем понятный график. В создании такого графика, кстати, также поможет система навигации.

Что касается личного транспорта. Понятно, что сегодня в двух-трех уровнях дорожную сеть Москвы выстроить практически невозможно. Это требует огромных средств и времени. Потому что где ни копни, там везде у нас кабельное или коммунальное хозяйство. Поэтому программой предусмотрено формирование соответствующих площадок, где возможно будет разгружать многотонный транспорт и доставлять грузы малыми средствами. Должны быть такие площадки перегруза. Кроме того, необходимо создать специальные площадки для того, чтобы люди, гости столицы могли оставлять транспортные средства и пересаживаться на общественный транспорт, который следует по установленным маршрутам с определенными привилегиями по выделенным полосам. Вот буквально на днях открыли одну из таких площадок в районе станции метро "Планерная". Тут и место для парковки, и перроны автобусов, и метро. И недаром Сергей Собянин посоветовал сделать парковку бесплатной в дневные часы. Ведь люди все равно заплатят за то, что воспользуются общественным транспортом. А если парковка будет платной, то они будут искать дворы, где поставить машину, а то и просто бросать ее на проезжей части. Бесплатная парковка могла бы решить массу проблем: человеку хочется добраться быстрее до нужного места, и он пересаживается на общественный транспорт, оставив машину на парковке. Он уже платит за проезд, зачем с него еще брать три шкуры за парковку? Он мог бы поехать дальше, простоять в пробке, создать аварийную ситуацию, помешать тому же общественному транспорту. В данном случае перехватывающая парковка - это социальная мера.

РГ: Боль и ужас любого автолюбителя - это люди, которые суются под колеса. Собирается ли Госавтоинспекция каким-то образом влиять не только на водителей, но и на пешеходов?

Ильин: Сегодня мы практически каждый день фиксируем от 6 до 10 наездов на пешеходов. Эта тема под пристальным вниманием. Все дорожно-транспортные происшествия, которые произошли, например, на пешеходных переходах, детально нами рассматриваются. Мы проводим проверки по всем этим случаям. Естественно, если есть недостатки в организации пешеходного перехода, в обустройстве пешеходного перехода, принимаются соответствующие меры. Кроме того, безусловно, вы правы в том, что пешеходов надо тоже приучать к соблюдению правил дорожного движения. Отчаянные люди. Каждый день сотрудники Госавтоинспекции выявляют таких нарушителей. В Москве примерно 1700 пешеходов привлекается к ответственности в сутки. Кроме того, мы проводим соответствующие мероприятия и в ближайшие дни снова проведем операцию "Пешеход", где сотрудники ГИБДД не только взимают штрафы, но проводят профилактическую работу, ведь пешеходы - это и дети. Они тоже попадают под колеса машин. Примерно в день два-три таких происшествия случаются. К счастью, без летальных исходов.

Многое зависит еще от нас самих. Поэтому надо каким-то образом, нашему подрастающему поколению, нашим детям, родным, близким внушить то, что необходимо быть взаимно вежливыми, соблюдать правила дорожного движения. Потому что часто приходится видеть. Сидел за рулем - пешеходов ругал. А вышел из машины, и сам побежал на красный свет. Это жизнь. Поэтому надо построже к себе относиться и темх, кто рядом, заставлять соблюдать Правила.

РГ: А штраф-то ужесточите? Сейчас 100 рублей?

Ильин: Да, для пешехода, нарушившего правила, - штраф 100 рублей. Если он был в нетрезвом состоянии - от 300 до 500 рублей. Вы знаете, мое мнение такое, что штраф должен быть достаточным. Человек должен понять, что так больше поступать нельзя. Что мы сегодня видим? Стоянок нет, если есть, то стоят дорого. Рядом знак "Остановка запрещена". Все уставлено машинами. Наверное, в данном случае сумма штрафа не соответствует нарушению. Штраф за нарушение правил остановки должен быть таким, чтобы человек понимал, что этого делать нельзя. Но, с другой стороны, и плата за парковку должна быть разумной, не запредельной. Тоже касается пешеходов. Штраф сто рублей в Москве для пешехода - это много? А в Ярославле? А в Касимове Рязанской области?

РГ: В свое время был такой случай, который мы рассказали Черномырдину. Стоит светофор мигающий. А в газете есть рубрика: "Репортер меняет профессию". И этот репортер в форме работника ГАИ, около светофора, палочку поднимает и говорит: в кассу или на месте? Ему отвечают, конечно, на месте. И за полчаса - 300 тысяч. Кто дает, кто берет, почему дают и почему берут?

Ильин: Подобные факты есть, мы их, к сожалению, довольно часто констатируем. Наше контрольно-профилактическое подразделение в управлении ГИБДД выявляет таких сотрудников. Безусловно, с этим бороться будем всеми доступными способами. Ни один факт такой без моего внимания не останется. Вместе с тем я еще раз хочу призвать всех - не надо совать деньги. Если такие факты имеют место - информируйте, будем принимать меры. Сейчас дать рецепт от всех болезней я не смогу.

Георгий Чернов, пенсионер: Я живу в Южном округе Москвы, между Домодедовским и Красногвардейским рынками. Метро "Домодедовская" рядом. Там творится беспредел. На прилегающих к рынкам дорогах стоят во втором ряду от бордюра таксисты и автобусы. Пассажиров загружают с середины дороги И за последние годы ни одного сотрудника ГИБДД на территории у рынков я не видел.. Когда наведете порядок?

Ильин: Сейчас запишем и сразу приступим.

РГ: Такая же ситуация, судя по обращения, на станции метро "Молодежная".

Ильин: Давайте, тоже разберемся.

Николай Пискорский, Челябинск: Что могут мне сделать сотрудники ГИБДД, если я соглашусь пройти медосвидетельствование, но откажусь поехать туда на их автомобиле, а, к примеру, решусь пройти пешком?

Ильин: Читатель, к сожалению, не пишет, где находится пункт медицинского освидетельствования. Если больница рядом, через дорогу - никаких проблем. А если в 15 километрах? Сколько он будет идти туда пешком, учитывая его состояние? Есть правила, согласно которым должен действовать наш инспектор. Разрешить водителю ехать за рулем мы не можем, потому что есть достаточные основания полагать, что он не трезв. Составляется протокол отстранения от управления. И, конечно же, мы ему должны предложить на чем-то доехать. Естественно, в машине ГИБДД. Более того, если результат освидетельствования будет в пользу водителя, сотрудники должны будут доставить водителя обратно к его машине.

Дмитрий Широков, Краснодар: Могут ли меня сотрудники ГИБДД доставить в суд для административного ареста, если у меня не оплачено 100-300 рублей штрафа?

Ильин: Есть статья 20.25 КоАП, в которой за несвоевременную уплату административного штрафа предусмотрен в том числе и арест. Действия наших сотрудников таковы: они препровождают должника в органы внутренних дел, там устанавливают его личность и доставляют в суд для того, чтобы мировой судья вынес решение. А суд может назначить арест и за 100 рублей долга государству.

РГ: Довольно частая ситуация не только в Москве - улица по одной полосе в каждую сторону, сплошная линия разметки. Стоит остановка общественного транспорта. Остановившийся на ней автобус не объедешь. Надо ждать, пока он высадит и загрузит пассажиров. Иначе - выезд на встречную полосу и лишение прав. Как правило, в таких местах стоят гаишники. Между тем общественный транспорт в данном случае нарушает Правила дорожного движения. Он не имеет права останавливаться там, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортом менее 3 метров. Таких мест хватает и в Москве: улица Затонная (ЮАО), Мирской переулок (САО)... Было распоряжение экс-главы ДОБДД МВД России Виктора Кирьянова навести порядок в таких местах: либо организовать "карманы", либо нанести прерывистую разметку.

Ильин: Все абсолютно правильно. Если это остановка регулярного транспорта, значит маршрут там согласован и должен отвечать определенному набору требований. Если нет заездного "кармана", значит надо его делать. Но у нас часто бывает, что заездной карман есть, а автобус туда въехать не может, потому что там стоят таксисты или машины тех, кто работает в ближайших офисах. Я заставляю инспекторский состав обращать на это внимание. Но, конечно, в данном случае водителю нельзя нарушать линию разметки. Лучше потерпеть и ехать за автобусом. Но обязательно сообщить в ГИБДД о такой организации движения. Я возьму этот вопрос на контроль.

РГ: Мэр поставил серьезную задачу перед органами внутренних дел города: борьба с бомбилами. Что собирается делать ГИБДД в решении этого вопроса?

Ильин: Если мы прибегли к услугам такси, то эти услуги должны быть качественными и самое главное - безопасными. Что мы видим сегодня в Москве, да и не только в Москве? В машинах так называемых "бомбил" убивают, насилуют, грабят. Казалось бы, фактов достаточно, чтобы не пользоваться услугами частных перевозчиков, но все надеются на "авось". Я уж не говорю о том, сколько денег "утекает" мимо бюджета города. Ведь "бомбилы" не платят налогов со своего дохода. Они вообще живут вне закона. А поэтому часто попадают в аварии. И редкий случай, когда пассажир остается в целости и сохранности.

Сегодня, как правило, нелегальное такси - это неисправное транспортное средство. Это люди, которые не знают Москвы, приезжие со всех субъектов РФ, не имеющие опыта, передвигающиеся в лучшем случае по навигатору. Какие вопросы безопасности дорожного движения могут быть здесь соблюдены? Кроме того, это зачастую люди с национальными водительскими удостоверениями других государств. По ним можно ездить, если управляешь личным транспортом. Но чтобы устроиться на работу - необходимо получить российское водительское удостоверение. Правда, некоторые работодатели игнорируют это требование.

Такси - это один из самых востребованных видов транспорта в мире. Поэтому все должно быть поставлено на высокий уровень. Например, в Лондоне такси, а также право работать в этом бизнесе передается от отца к сыну. В Москве некоторое время назад был принят закон о городском такси, который пока еще не работает. В настоящее время на подписи у мэра находится ряд документов, которые будут регламентировать его работу, в частности, будет введен единый реестр таксомоторов. Кроме того, будет единый фирменный знак городского такси. И тогда мы активнее сможем контролировать этот транспорт и тем самым убрать с этого рынка нелегалов.

Но за повышенный контроль таксисты получат и привилегии: например возможность передвигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Это сделает такси еще более привлекательным для пассажиров. Ведь на нем до нужной точки получится добраться гораздо быстрее, чем на собственном автомобиле. Предусматривается создание единой диспетчерской службы, что позволит пассажирам быстрее получить машину к подъезду, а таксистам не остаться без работы.

РГ: На сайте Федерации автовладельцев России, выложен список мест-ловушек, где знаков либо не видно, либо они противоречат разметке. Но за ними обязательно стоят сотрудники ГИБДД и вылавливают якобы нарушителей. Одно из самых известных мест - площадь у Павелецкого вокзала. Только за полгода там лишились прав более 200 водителей. А всего на сайте приведено около ста подобных "капканов".

Ильин: Дайте мне этот список, мы по каждому случаю поработаем. Жизнь есть жизнь, может быть, где-то развернуло знак или сбило ветром. Все может быть. В любом случае, когда инспектор ДПС составит определенный административный материал, у гражданина есть право обжаловать его действия.

РГ: Этот список размещен на сайте www.far-msk.ru. Изучив его, вы приведете организацию движения в порядок?

Ильин: Безусловно.

РГ: Водители, попавшие в эти "западни", права обратно получат?

Ильин: Нет. Потому что Госавтоинспекция водительских прав не лишает. Надо было защищать свои права в суде. Когда человека пригласили в суд, он должен быть готов отстаивать свои интересы. Поэтому я всегда всем участникам дорожного движения - и водителям, и пешеходам, и работникам ГИБДД - говорю: сегодня законодательно разрешено применение средств фотовидеофиксации. Пожалуйста, фиксируйте неправильное поведение инспектора.

РГ: Есть план по выявлению нарушений?

Ильин: План - это какая-то разумная цифра. Если бы он был, вы можете себе представить, чтобы его кто-то не выполнил?

РГ: Нет, конечно.

Ильин: Тогда я отвечу на ваш вопрос так: давайте возьмем результаты работы наших сотрудников хотя бы за 10 дней и посмотрим, есть этот план или нет (см. таблицу). Конечно, нет, это абсурд. Никакие планы никем - ни департаментом, ни нижестоящими подразделениями - не спускаются. Мы ориентируемся на выявление тех нарушений, которые в данное время года непосредственно влияют на обеспечение безопасности. Например, сейчас сумерки наступают довольно быстро. Пешеходы плохо различимы на дороге, значит, надо работать с ними. Мы проводим профилактические мероприятия.

РГ: Облик сегодняшнего сотрудника ГАИ не очень популярен. Как сделать так, чтобы водитель с радостью подъезжал к инспектору?

Ильин: Каждый руководитель был бы рад, если бы у него был абсолютно профессиональный, грамотный, хорошо одетый, разумный, не устающий инспектор. Это тот образ, к которому надо стремиться. Проблема существует, мы берем людей отсюда же, с этой земли. Естественно, если общество больно какими-то проблемами, люди, которые приходят к нам, тоже имеют соответствующие вирусы. И никоим образом не обладают иммунитетом от этих болезней. Поэтому создавать этого человека придется нам самим. Директору автотранспортного предприятия тоже хочется иметь хорошего водителя, который не сливает бензин, не накручивает спидометр, но, к сожалению, работники у него из того же общества.

РГ: Как обращаться нам, водителям, к полицейскому, остановившему на дороге?

Ильин: Надо уважительно относиться к сотруднику полиции, и я бы хотел попросить вас помочь в выборе той фразы, той формулировки, как граждане, участники движения должны обращаться к этому человеку. Наверное, "Эй!" никому не понравится. В Америке - "офицер", это тоже не подходит, потому что у нас есть не только офицеры. Исторически сложившееся "командир" - тоже не подойдет. Какой он нам с вами командир? Давайте подумаем. Сегодня предлагают "господин полицейский"... Не знаю, мне это ухо режет. Остановил молодой сотрудник, лейтенант, человека престарелого, которому 70 лет, уважаемого, убеленного сединами. Он сам может назвать этого сотрудника "сынок", но слово господин в данной ситуации будет не очень приемлемо. Я только это имею в виду. Или наоборот - инспектор, убеленный сединами, к мальчику, который только сел за руль, - господин водитель! Обращение должно быть универсальным, уважительным, взаимно вежливым.

Справка "РГ"

За январь 2011 года количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных на территории города, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 25,5 процента (с 936 случаев до 697).

Количество погибших участников ДТП сократилось на 30,6 процента (с 49 до 34 человек).

Количество раненых уменьшилось на 26,1процента (с 1078 до 797).

Основные виды ДТП по городу:

-наезд на пешехода - 41 процент от общего числа ДТП (286 происшествий, 2010 год - 404);

- столкновение транспортных средств составляет 40,9 процента от общего количества ДТП (285 происшествий, 2010 год - 397).

Основные причины ДТП:

- несоответствие скорости движения конкретным дорожным условиям (124 случая);

- несоблюдение очередности проезда перекрестков (73 случая);

- нарушение правил проезда пешеходных переходов (61 случай);

- несоблюдение дистанции (45 случаев);

- нарушение требований светофоров (40 случаев);

- нарушение правил перестроения (25 случаев);

-выезд на полосу движения встречного транспорта (26 случаев).

Из-за управления транспортным средством в нетрезвом состоянии произошло 11 ДТП.

За управление транспортным средством в нетрезвом состоянии привлечено к ответственности 11 человек (в 2010 год - восемь).

Если у вас есть предложения, как обращаться к сотруднику Госавтоинспекции,

сообщайте на сайт "Российской газеты" www.rg.ru. Все рекомендации будут учтены.

Кстати

Ситуация с организацией дорожного движения на площади Павелецкого вокзала разрешилась. Знаки приведены в порядок, организованы заезды на площадь.

Статистика-2011

Правоохранительная система