25.02.2011 00:09
Культура

Сегодня в Зимнем дворце торжественно открывается Год Испании в России

Сегодня в Георгиевском зале Зимнего дворца открывается Год Испании в России
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №40 (5416)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Георгиевском зале Зимнего дворца король Испании Хуан Карлос и президент России Дмитрий Медведев торжественно открывают Год Испании в России и Год России в Испании. Его блистательным началом стала выставка "Прадо в Эрмитаже", которая разместилась в Николаевском зале. 66 шедевров пяти веков, в том числе картины Иеронима Босха, Рафаэля, Ван Дейка, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Веласкеса, Мурильо, Гойи, пробудут в России до 29 мая.

О выставке, которая готовилась больше года, рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:

- Об исключительности этого проекта говорит хотя бы тот факт, что впервые в истории Национального музея Прадо такое количество работ известных западноевропейских художников покидает пределы Испании. Лишь в 1939 году, когда в Испании шла Гражданская война, шедевры Прадо были вывезены в Швейцарию. Тогда в Женеве тоже были показаны "сливки" музейной коллекции.

Национальный музей Прадо и Государственный Эрмитаж многое сближает. Это музеи, которые вышли из дворцовых покоев. Их коллекции собирались властителями огромных империй на протяжении веков. Неудивительно, что именно художественные музейные собрания становились "лицом" страны для остального мира, представляя лучшие и благороднейшие ее черты. Музей Прадо воспринимается как символ утонченности, разнообразности и глубины культуры Испании. Государственный Эрмитаж - аналогичный символ культуры России, ее включения в европейский и мировой контекст. В ноябре наша выставка "Эрмитаж в Прадо" будет с ответным визитом в Мадриде.

Мы обсуждали с нашими испанскими коллегами концепции выставок. Решили, что экспозиция Прадо в Петербурге и Эрмитажа в Мадриде должны познакомить не только с лучшими вещами в собраниях, но создать целостный образ музея. Образ музея - это его коллекция, ее история, которая тесно связана с историей страны и Европы.

Прадо, по известному выражению Теофиля Готье, "музей живописцев". В Эрмитаж прибыли картины практически всех художников, которые составляют славу испанской коллекции. От Иеронима Босха и Тициана, которых обожал король Филипп II, до Франциско Гойи, которого Карл IV назначил "первым художником короля". Кстати, именно сын Карла IV Фердинанд VII принял решение о создании Королевского музея живописи и скульптуры, открытого 19 ноября 1819 года.

Таким образом, покровительство искусствам, собирательство и "поощрение художеств", которые были давней аристократической традицией, переосмысливаются в начале XIX века как национальная и государственная задача. Именно ей служит музей. И сегодня музей отдает должное королям - страстным коллекционерам и меценатам. В экспозиции можно будет увидеть их портреты и полотна, приобретенные монархами или написанные по их заказам. Среди них - "Портрет неизвестного" Дюрера, "Святое семейство с ягненком" Рафаэля, "Портрет Карла V с собакой" Тициана, портреты кисти Веласкеса...

Эта выставка раскрывает историю Испании в лицах и живописи. И, конечно, не забыты акценты, подчеркивающие давность отношений двух наших стран. Так, в экспозицию включен портрет Петра Ивановича Потёмкина, который был русским послом в Испании в XVII веке. Из Прадо привезут его портрет, написанный Хуаном Карреньо де Миранда в 1681 году. В Эрмитаже есть его же портрет кисти английского художника Неллера, сделанный в бытность Петра Ивановича послом в Лондоне. Английский портрет Потёмкина мы повезем в Прадо. Не менее любопытен портрет испанского генерала Хосе Уррутия с орденом Св. Георгия, который писал Франсиско Гойя. Испанец отличился во время взятия Очакова, тогда и получил свою награду.

Аналогично мы постарались так продумать экспозицию Эрмитажа в Прадо, которая расположится в новом крыле мадридского музея, чтобы она давала представление о нашем музее и его истории. Поэтому отдельная часть будет посвящена строительству Петербурга, Зимнего дворца, созданию Эрмитажа. Если испанцы привезли прежде всего живопись, то мы покажем археологические коллекции: греческое золото, скифское золото... Плюс европейское ювелирное искусство из нашей Галереи драгоценностей, в частности ларец Ядвиги Ягеллонки. В Мадрид поедут также скульптуры Кановы и Гудона. Из картин - "Святой Себастьян" Тициана, "Лютнист" Караваджо, "Апостолы Петр и Павел" Эль Греко, "Персей и Андромеда" Менгса, два шедевра Рембрандта - "Портрет ученого" и "Аман узнает свою судьбу", "Святое семейство" Пуссена... На втором этаже расположится искусство нового времени, в том числе работы Моне, Сезанна, Ренуара, Дерена, Пикассо. В Мадриде увидят "Разговор" Матисса, "Композицию N 6" Кандинского, "Черный квадрат" Малевича, метафизические натюрморты Моранди, "Автопортрет" Сутина, одно из наших новых приобретений... Всего 170 вещей. Так что визит Эрмитажа в Прадо тоже обещает выглядеть достойно.

Особенно приятно, что испанцы подчеркнули, как высоко они ценят сотрудничество музеев. После того как Прадо и Эрмитаж договорились о составе выставок, в Мадриде состоялось торжественное подписание соглашения между нашими музеями. Это было важное государственное и культурное событие. Тщательность и четкость подготовки выставки, как и организация музейного сотрудничества, могут служить хорошим примером всем нам. Музеи те послы культуры, которые не лгут и которым верят.

Культурный обмен Внешняя политика Санкт-Петербург Северо-Запад