28.02.2011 00:41
Экономика

Власти Читы обратились в КС с жалобой на низкие тарифы на оплату теплоэнергии для населения

КС оценил межтарифную разницу
Текст:  Людмила Безрукова
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (5417)
Читать на сайте RG.RU

Насущной проблеме посвящено заседание Конституционного суда, где читинцы просили проверить пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на соответствие Основному закону.

Основанием для проверки послужила жалоба администрации городского округа "город Чита". Ситуация в этом городе с населением 300 тысяч человек сложилась, по словам начальника административно-правового отдела комитета по финансам городского округа Артема Петрика, аховая. Муниципалы задолжали местному поставщику тепловой энергии весьма внушительную сумму, "выросшую" из так называемой межтарифной разницы.

А началось все еще в 2006 году, когда региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкалья впервые установила тариф на оплату теплоэнергии для населения ниже экономически обоснованного. Он не обеспечивал стопроцентного возмещения расходов поставщикам, из-за чего тот понес миллионные убытки. Взыскать эту самую межтарифную разницу городской, а потом и арбитражный суд, куда обратились энергетики, обязал городской бюджет. Исходили судьи из положения статьи 16 Федерального закона, согласно которой организация теплоснабжения населения относится к вопросам местного самоуправления.

- Отопительный сезон длится в нашем северном городе 9 месяцев, и теплоснабжение - одна из основных статей расходов для городского бюджета, - сказал "РГ" Артем Петрик, специально прилетевший в Петербург из Читы, чтобы лично присутствовать на заседании КС РФ. - По решению местных судов межтарифную разницу взыскивают теперь с нас. Только за четыре минувших с 2006 года зимних сезона мы выплатили в общей сложности более 400 миллионов рублей. В результате средств на развитие у городского округа попросту не остается. Непонятно, почему на муниципальное образование возложили полномочия субъектов Федерации. Получается абсурдная ситуация: одной рукой - своим нормативным документом - государство предоставляет населению льготы, а другой - юрисдикционным решением - забирает эту льготу из муниципального бюджета, то есть у тех же граждан, которые на этой территории проживают.

Ситуация, по всей видимости, до боли знакомая многим муниципальным образованиям РФ. Нечто похожее происходит, например, сейчас в Петербурге, где энергетики востребовали дополнительную плату "за траты на усиленное отопление в холодную зиму 2009/2010 года" с управляющих компаний. Те в свою очередь - с населения...

По ходу пятничного заседания к заявителям возникло немало вопросов как у судей КС РФ, так и у представителей сторон, принявших и подписавших оспариваемые нормативные акты. Большинство сходилось во мнении, что конституционные права муниципального образования нарушены не были, и речь идет главным образом о неверном правоприменении норм и положений законодательства.

Свое решение по данному делу Конституционный суд огласит в марте.

ЖКХ Конституционный суд