Только на первый взгляд у нас все просто с любимым многими гражданами продуктом - майонезом. А на самом деле - кругом борьба, разными способами.
Например. Некоторое время назад фирма ОАО "Казанский жировой комбинат" (КЖК), обратилась в Роспатент с просьбой зарегистрировать изобретение - "Майонез с использованием свежего перепелиного яйца" под брендом "Mr. Ricco" В Роспатенте не удивились, видимо, поступившим документам и выдали в 2005 году соответствующий патент RU N 2284127С1. Известно, что почти все страны, где имеется в наличии оливковое масло и яйца, производят этот продукт столетиями. КЖК тем не менее взял на себя смелость утверждать, что пальма первенства или как минимум малая ветвь этой пальмы принадлежит ему.
Ограничься КЖК одними "бумажными носителями" своих изобретательских амбиций, никто бы об этой истории и не вспоминал. Но на комбинате затеяли ряд судебных тяжб с конкурентами. Имея патент, то есть исключительные права на производство майонеза "с использованием свежих" (подчеркнем, свежих, а не каких-то там лежалых или, не дай бог, с душком) яиц, всех остальных производителей такого же майонеза на комбинате решили считать нарушителями и потребовали компенсации за "попранные" якобы права.
"Перепелиный" майонез на российских просторах производится в большом количестве. И даже в Татарстане есть еще несколько фирм, например "Эссен Продакшн АГ" в Елабуге и ООО "Счастливые времена" в Набережных Челнах, предлагающие аналогичный продукт. Последней фирме, кстати, досталось от Казанского жирового комбината больше всего.
В ответ на иски КЖК другие компании-производители обратились в суд с требованием аннулировать патент КЖК и отменить все решения, связанные с его использованием. Надо отдать должное судьям и экспертам, которые разобрались в проблеме. В результате выяснилось, что "изобретение" КЖК "не соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень", а лишь "содержит стандартный набор средств и методов в этой области пищевой промышленности". Другими словами, комбинат предлагал обыкновенный майонез считать новым изобретением. Термин "свежее яйцо" эксперты вообще не одобрили как несуществующий в пищевой промышленности. В итоге дело закончилось аннулированием патента КЖК непосредственно с 2005 года. А последнее постановление ВАС РФ, датированное январем 2011 года, ставит точку во всей этой истории.
Но есть нюанс. По официальным документам, КЖК имеет кредиты на сумму более 2 млрд рублей. Конечно, никто не сомневается в платежеспособности комбината. Однако его прибыль с продаж, по мнению экспертов, не перекрывает долгов. Отсюда вопрос: уж не за счет ли штрафов с других фирм КЖК хотел решить свои финансовые проблемы, получив в 2005 году майонезный патент? Посчитаем. Как писали СМИ, в 2008 году компания "Счастливые времена" вынуждена была заключить с КЖК лицензионное соглашение на сумму 40 (!) млн руб. в месяц за право выпускать майонез с перепелиным яйцом. А еще раньше КЖК высказал претензии к той же компании почти на 900 млн рублей. И часть денег получил. Но это не все. В свое время Казанский комбинат подал иски на общую сумму почти 2 млрд руб. в отношении "Эссен Продакшн АГ". Если сложить эти виртуальные деньги, то КЖК легко бы вышел из непростого финансового положения, в котором он и по сей день находится, по мнению экспертов. Они считают, что долги комбината могут еще вырасти: ему, видимо, придется вернуть компании "Счастливые времена" солидную сумму, перечисленную ранее за использование теперь уже аннулированного патента. Да и "Эссен Продакшн" сейчас готовит иск к комбинату, и, как считают эксперты, он будет исчисляться сотнями миллионов рублей.