В Северной Осетии, единственной христианской республике на Северном Кавказе, появилась новая религия "уацдин".
Ее представляют исконно национальным вероисповеданием, берущим свое начало у древних арийских народов. В ее основе - отрицание многовековой христианской истории осетин. В местных СМИ появился ряд статей, "разоблачающих" представителей православной церкви и обвиняющих их в узурпации духовной жизни осетинского народа, а также обращение к руководству республики с просьбой вмешаться в ситуацию во избежание межнациональной и межконфессиональной напряженности.
То, что осетины - исторически православный народ и получает законное духовное окормление через РПЦ, уверен Благочинный всех церквей Осетии протоирей Василий Шауэрман. Попытки оттеснить православие с исторически законных территорий и перечеркнуть этим многовековую историю своего народа вызывают у духовного пастыря искреннее недоумение. Он уверен, в основе нового явления лежит не желание национальной самоидентификации, а неоязычество с политической подоплекой. "Мы не отрицаем, что до принятия Аланией христианства, это было за шестьдесят лет до Крещения Руси, существовала древняя религия осетин, но о ней почти ничего не известно", - признался протоирей.
Неизвестно, сколько последователей у новой религии в республике, однако, в случае того, если идея "языческой самостийности" получит поддержку у критической массы населения, представитель РПЦ уверен, что это выльется во вражду с православными, откровенное притеснение представителей не титульных наций. "Уже сейчас идут откровенные нападки, оскорбления, пропаганда ненависти к нам. Эта "религия" неслучайно возникла в очень опасный момент, когда желающих поссорить народы Кавказа много извне и внутри самой страны и по национальной, и по конфессиональной принадлежности, действительно, религиозные чувства, замешанные на национализме - сильная карта. Поэтому нельзя допустить, чтобы здесь, в республике продолжилось раскачивание этой темы. Я никогда не боюсь заявлять о том, что Северная Осетия является "кавказообразующим" регионом России, - признался протоирей. - Обратите внимание, на недавний визит Дмитрия Медведева во Владикавказ, при том, что речь шла о проблемах мусульманских регионов. Президент выбрал православную республику, и именно здесь он говорил о поддержке духовных лидеров мусульман. Сегодня это самая стабильная территория, потому что народ это единство с государственностью завоевал. Последние двадцать года Осетия находилась в состоянии войны, но она вышла победительницей из этих конфликтов благодаря удивительной мудрости и веротерпимости".
"Предки осетин - аланы, были носителями великой христианской идеи, оставаясь самыми воинственными, самыми жизнеспособными на Кавказе в период жестоких нашествий завоевателей. Само становление осетинского народа пришлось на период принятия христианства. Это не случайное совпадение, а закономерность", - заключил протоирей Василий.
Добавим, что любой осетинский праздник или какое-либо важное событие начинается с обращения к Богу и святым. Своим небесным покровителем осетины считают великомученика Георгия Победоносца (Уастырджи) и всегда желают друг другу его помощи, покровительства и поддержки. На территории Осетии - и на севере, и на юге - есть множество древних христианских памятников. Хотя многие из них не сохранились до наших дней, люди помнят эти места, празднуют дни памяти святых или событий Церкви, которым были посвящены эти храмы и часовни. В некоторых селах люди сами, своими руками, строят новые храмы взамен утраченных. Еще несколько десятилетий назад можно было бы сохранить множество памятников христианства, сами храмы и росписи. Но и сейчас на севере и на юге Осетии есть много исторических мест, свидетельствующих о христианских подвигах древних подвижников. И теперь кто-то хочет, чтобы так просто расстались с тем, что было выстрадано веками.
По словам священнослужителя, сейчас в местной епархии активно ведется работа над переводом текстов богослужений на осетинский язык, этим раньше занимался Российский библейский союз, сейчас же возобновлена деятельность переводческой комиссии: "Уже скоро прихожане смогут молиться на родном языке уже в самое ближайшее время, что должно укрепить православие в Осетии и привлечь людей в храмы. Сегодня мы располагаем 9 книгами с переводом различных церковных служб на осетинский язык. Но это только четверть необходимого объема, который нуждается в тщательном анализе. Должно быть создано музыкальное сопровождение православных обрядов, эта традиция возрождается в Южной Осетии, там сейчас происходит настоящий Ренессанс".
Сейчас в местной епархии идет работа над созданием института православных священников. Речь идет о духовной семинарии, где смогут проходить обучение представители всех регионов Северного Кавказа. Здесь акцент будет сделан на знании ментальности своего народа, умении проводить богослужения на родном языке до владения информацией о мифологии. В Северной Осетии большая грузинская община-около 11 тысяч человек. Вполне вероятно, в республике будут учиться ребята-грузины, желающие узнать церковный - грузинский язык. "К обучению в этом заведении уже проявили большой интерес, однако, мы не сможем принимать всех по элементарным образовательным требованиям. Кроме того, готовится к открытию молодежный центр в одном их храмов, где будет возможно проводить не только конфессиональные мероприятия, но и светские - образовательные курсы "Матери и ребенка", языковое обучение и все то, в чем есть сегодня большая необходимость для общества, переживающего глубочайший нравственный и духовный кризис", - заявил священнослужитель в интервью "РГ".