Сегодня практика заключения энергосервисных контрактов (ЭСК) остается ничтожно малой. Например, в Свердловской области только два предприятия пытаются поставить такую работу на поток. Тем временем, по экспертным оценкам, объем работ по ЭСК только на Среднем Урале составляет не менее 500 миллиардов рублей в год. Эксперты видят причину этого в несовершенстве законодательства, в первую очередь регионального.
Напомним, кампания по заключению энергосервисных контрактов (ЭСК) с муниципалитетами и бюджетными организациями началась на Урале еще в прошлом году. Новая схема взаимоотношения бизнеса и власти была введена федеральным законом об энергосбережении 1 января 2010 года. Ее суть в том, что компания за свой счет внедряет в бюджетных учреждениях энергосберегающее оборудование или технологии. На возмещение затрат пойдут средства, которые удастся сэкономить в течение срока действия контракта на плате за коммунальные ресурсы. Однако бизнес идет на заключение долгосрочных контрактов неохотно.
Инициатором заключения ЭСК обычно выступает бизнес. Главным образом это поставщики или производители энергосберегающего оборудования. Так, научно-производственная организация из Екатеринбурга заключила несколько десятков контрактов с муниципалитетами Свердловской и Челябинской областей на внедрение энерго сберегающих проектов в уличном освещении и систем автоматизированного управления ресурсами на насосных станциях. Однако, по словам Леонида Шалимова, директора предприятия, основные проблемы возникают на этапе принятия принципиального решения о заключении ЭСК: руководители муниципалитетов оказываются не готовы идти навстречу. Отрасль, по его мнению, остается непривлекательной для малого и среднего бизнеса также из-за того, что не отработан механизм кредитования по контрактам. Да и крупным компаниям в этом рынке пока не совсем комфортно.
Это мнение разделяют и другие участники рынка. Так, по словам Сергея Сыскова, заместителя директора компании "Уралсевергаз", реального источника возврата инвестиций в такие проекты нет. По его мнению, гарантии со стороны областных властей для этого бизнеса просто жизненно необходимы.
- Мы работаем над внедрением проектов энергоэффективных газовых котельных с 2004 года. За это время законодательство в нашей сфере поменялось четыре раза! - возмущается Сысков. - В результате мы потеряли 35 миллионов рублей. В таких условиях работать невозможно. Мы считаем, что энергосервисным компаниям, которые зарекомендовали себя как надежные партнеры, необходимо предоставлять такие же льготы по налогу на имущество, как и вновь открываемым предприятиям. Ведь энергосберегающее оборудование находится в течение нескольких лет действия энергосервисного контракта на балансе компании-подрядчика.
Между тем энергосервисный контракт был задуман, чтобы помочь бюджетным учреждениям решить основную задачу, поставленную перед ними государством: сократить потребление энергоресурсов к 2015 году на 15%. Однако, по мнению заместителя главы администрации города Краснотурьинска Александра Устинова, сегодня среди чиновников дальше общих слов об энергосбережении и энергоэффективности дело не идет:
- Бюджетникам сложно понять, как оплачивать энергосервисные контракты, потому что в бюджетах нет соответствующих статей расходов. Отсюда негативное восприятие всей идеи в целом. Кроме того, неясно, как объявлять и проводить конкурс по выбору энергосервисной компании, не разъяснено четко, какими параметрами и характеристиками должен обладать участник конкурса.
Чтобы активизировать процесс работы по ЭСК, региональный Союз промышленников и предпринимателей решил обратиться в правительство Свердловской области с предложением рассмотреть вопрос выделения государственных гарантий муниципальным образованиям и юридическим лицам под заключенные энергосервисные контракты.