В ближайшее время в Госдуму поступит третий антимонопольный пакет. Инициатива ФАС, по мнению антимонопольного органа, позволит обеспечить биржевую реализацию нефтепродуктов и сформировать цены, отвечающие условиям рыночного ценообразования.
Напомним, что ФАС предписала нефтяным компаниям часть нефтепродуктов продавать на биржевых площадках, но качество и результаты подобной торговли не удовлетворило ФАС.
"Определенные параметры биржевой торговли достигнуты не были, - говорит заместитель главы антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. - В частности, имела место низкая ликвидность биржевого рынка нефтепродуктов, недостаточный объем и регулярность торгов. Нефтяные компании могли торговать, как бы случайно выбрасывая объем нефтепродуктов на биржу. При этом покупатели не имели возможности заранее знать о поставках нефтепродуктов и были вынуждены отвлекать большие финансовые средства, для того, чтобы быть готовыми внести их в финансовое обеспечение этих сделок".
Также представители ФАС отметили, что отсутствовала анонимность торгов и большое количество адресных сделок. Подобные условия исключают рыночное ценообразование, на которое могли бы ориентироваться все участники сделки.
"Существует несколько незаконных ценовых стратегий, - отметил Анатолий Голомолзин. - По одной из них, крупные компании выставляют по заниженным ценам нефтепродукты, дочерние компании их выкупают, а независимые участники рынка не успевают приобрести топливо. По другой стратегии, нефтяные компании продают некоторые объемы по очень высокой цене и предлагают независимым участникам рынка по этой цене выкупать нефтепродукты. В то же время для "дружественных" компаний сделки осуществляются по ценам значительно ниже заявленных. Тем самым создается дискриминация на рынке, а это означает, что цена искусственно разгоняется".
Представители нефтяных компаний говорят о том, что на сегодняшний день невозможно осуществить удовлетворительные биржевые торги из-за отсутствия законодательно закрепленных норм.
"Эту проблему можно решить путем установления законных норм о конкуренции и конкретных требований к биржевым торгам, - подчеркнула начальник отдела департамента взаимодействия с государственными органами "ТНК-ВР Менеджмент" Елена Фоменко. - Мы готовы выполнять все эти требования и участвовать в их разработке. Принятие четких требований к биржевым торгам мы ожидали еще в прошлом году. Но этот процесс затянулся и вместо отдельного законопроекта, на который мы рассчитывали, этот вопрос был включен в состав третьего антимонопольного проекта. Это вызывает опасение, что опять все затормозится. Мы бы хотели получить эти требования, закрепленные в законе, достаточно быстро, чтобы понимать, в каком направлении нам дальше развиваться".
В 2010 году, по данным министерства энергетики, с использованием биржевых механизмов было реализовано 8,2 млн тонн нефтепродуктов - это индикативный уровень, который позволяет принять цены, реализуемые в процессе биржевых торгов в качестве основы репрезентативного индикатора внутреннего рынка нефтепродуктов. Наряду с количественным увеличением объема биржевой реализации в 2010 году идет процесс качественного совершенствования биржевой торговли. В частности, запущены торги с фьючерсными контрактами на летнее дизельное топливо.
"Мы считаем, что объем биржевых торгов должен нарастать - это выход на 15-17% объема реализуемых нефтепродуктов через систему биржевой торговли, - говорит статс-секретарь, заместитель министра энергетики Юрий Сентюрин. - Мы будем стремиться мотивировать увеличение количества участников биржевых торгов, с тем, чтобы формировался должный баланс между спросом и поставками на внутреннем рынке".
В то же время участники рынка говорят о том, что не стоит применять жесткие обязывающие меры по стимулированию прихода нефтяных игроков на биржу, т.к. это не сможет способствовать формированию адекватных рыночных цен.