В Госдуму внесен проект закона "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", подготовленный рабочей группой Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям. Законопроект призван заполнить юридический вакуум в сфере государственного стимулирования и поощрения инновационной деятельности. Государственную инициативу обсудили участники II Форума регионов России: "Инновационная модель развития".
"Нам нужно определиться в тех формах, в которых мы будем поддерживать инновационную политику, - отметила заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева. - Если мы на федеральном уровне многие вещи определим, тогда и на региональном уровне эти вопросы будут решаться легче. В ближайшее время в закон будут внесены изменения, касающиеся поддержки малого и среднего бизнеса, который занимается инновациями. Из федерального бюджета будут субсидироваться расходы компаний по выходу на биржу".
По мнению некоторых участников форума, инновации делаются в регионах. Но на всей территории РФ существует не так много точек инновационного развития, и, соответственно, инновационная активность распределена неравномерно.
"Нам нужны два типа инструментов, чтобы справиться с проблемой инновационного развития, - отметил заместитель министра экономического развития Олег Фомичев. - Первое - это поддерживать те регионы, которые уже сейчас активно инвестируют в инновационное развитие. Это нужно делать для того, чтобы не оставлять регионы один на один с этой задачей. Инновации связаны с рисками, и не все проекты, в которые вкладываются деньги, в конечном итоге, имеют положительный результат. Было бы неправильно со стороны федерального центра все эти риски оставлять за регионами. С другой стороны, нам нужен инструментарий для того, чтобы инновации появлялись в тех регионах, где их сейчас или нет совсем, или они имеют избирательный характер. Региональный разрез инновационной стратегии должен занять более важное место и в документах, и в той политике, которая сейчас проводится в правительстве".
По мнению заместителя председателя правительства Саратовской области Александра Жандарова, только государство может дать импульс для развития инновационной деятельности. В силах государственной политики добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности инновационных производств.
"Затраты на технологические инновации в нашем регионе в 2009 году выросли в два раза по сравнению с предыдущим годом, - подчеркнул Александр Жандаров. - С 1,7 млрд рублей до 3,4 млрд рублей. Это 1% ВРП. При этом эффективность затрат на технологические инновации в 1,6 раза выше, чем в целом по России. На рубль затрат на технологические инновации в 2009 году приходится 3,9 рубля инновационной продукции, что на 63% выше, чем в среднем по России, где этот показатель составляет 2,4 рубля".
Представители региональных властей уверены, что инновационному развитию в регионах мешает недостаточное внимание консультационных и банковских учреждений к малым инновационным предприятиям. Помехой является и отсутствие механизмов превращения научно-технического продукта в конкурентоспособный товар, а также дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управления результатами научно-технической деятельности.
Участники форума уверены, что низкое качество инновационного менеджмента делает предприятие пассивным в инновационной сфере. Одной из важнейших задач повышения инновационной активности является стимулирование крупного и среднего бизнеса, т.к. малый бизнес уже достаточно активен в этой сфере.
Представители власти и бизнеса сошлись во мнении, что потребность России в прямых иностранных инвестициях (ПИИ) остается по-прежнему высокой, и в контексте глобальной экономики конкурентоспособность страны в привлечении финансирования нуждается в улучшении.
По данным Росстата, только несколько регионов России имеют высокий уровень ПИИ. Москва, Санкт-Петербург и прилегающие территории привлекательны для прямых иностранных инвестиций благодаря высокой концентрации предпринимательской деятельности и размеру местных рынков.
Сахалин и Архангельская область продемонстрировали высокие показатели привлечения ПИИ, которые были направлены на нефтегазовую отрасль.
В 2008 году Челябинская область получила значительный приток ПИИ из Нидерландов в сектор теплоэнергетики.
Примером создания благоприятных условий для иностранных инвесторов была Калужская область, которая привлекла 1,3 млрд долларов с 2006 по 2009 г.
Большинство регионов продемонстрировали более низкую активность в привлечении прямых иностранных инвестиций. 37 регионов привлекли менее 100 млн долларов в виде прямых иностранных инвестиций в течение последних четырех лет.
По мнению экспертов, российские регионы могут внести существенный вклад в увеличение притока прямых иностранных инвестиций в страну. Каждый регион в отдельности не может повлиять на принципиальное решение иностранных инвесторов о выходе на российский рынок, однако увеличение доли региона в потоке прямых иностранных инвестиций, приходящих в Россию, является результатом успешных инициатив региона по привлечению зарубежных средств.