Федеральная налоговая служба подвела итоги работы. Как отметил в своем докладе руководитель ФНС Михаил Мишустин, в прошлом году службой была проделана большая работа, которая обеспечила позитивный тренд по всем основным показателям деятельности.
По итогам 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило 7,7 трлн рублей администрируемых доходов, что на 22% больше, чем в 2009 году. Показатели, установленные федеральным законом о федеральном бюджете в размере три триллиона пятьдесят семь млрд рублей, выполнены почти на 105%, дополнительно федеральный бюджет получил более 150 млрд рублей. Объемы доходов, предусмотренные законами субъектов РФ о региональных бюджетах, исполнены в целом по РФ на 111%. Бюджеты субъектов дополнительно получили около 420 млрд рублей. Говоря о задолженности по налогам, которая росла на протяжении 2009 года, глава ФНС отметил, что по итогам прошедшего года она снизилась почти на 100 млрд руб. или на 7% и на 1 января 2011 года составила около 1,3 трлн рублей. Также благодаря повышению качества работы подразделений досудебного аудита удалось значительно снизить нагрузку на судебную систему - количество дел, рассмотренных в судах по инициативе налогоплательщиков, сократилось в 2010 году на 13%. При этом обращаться к налоговикам стали чаще. По данным ФСН количество обращений увеличилось в 1,2 раза, только в центральный аппарат ФСН поступило 17 022 обращения. Как заявил Михаил Мишустин, в 2011 году одним из приоритетных направлений деятельности службы будет создание единого федерального Контакт-центра, который позволит предоставлять налогоплательщикам качественно новый уровень сервиса, увеличить производительность работы налоговых органов, создаст механизм постоянного мониторинга информации, в получении которой нуждаются налогоплательщики, и позволит налоговым органам сработать на опережение. Глава ФНС обратил внимание, что уже запущен новый официальный интернет-портал ФНС России. Руководитель ФНС России особо подчеркнул, что в нем изменилась не только структура, но и сам принцип подачи информации, максимально учтены потребности налогоплательщика. По словам Михаила Мишустина, структура портала и информация на нем проста для понимания рядового налогоплательщика.
Эксперты на заявления налоговиков говорят, что, к сожалению, вектор работы налоговиков не изменился, а рост обращений налогоплательщиков в ФНС в 2010 году связан с ужесточением контроля за неуплатой налогов, как в отношении физических, так и юридических лиц. При этом, они отмечают, что сама организация работы с обращениями граждан ФНС никак не улучшена. "Получается, что процесс начисления налогов ФНС отладила хорошо, но неисполнение обязанностей налоговиков при сборе налогов нашим государством по существу игнорируется, и за все это несет ответственность налогоплательщик, - отметила Ольга Пономарёва, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам". - Такое положение дел не прибавляет лояльности граждан к своей стране и не улучшает отношение к работе налоговых органов. В конечном счете, от этого проигрывает и государство, которое недополучает налоги в бюджет, и мы с вами".
Кстати, в этом году, по мнению экспертов, собираемость налогов может ухудшиться. "Как известно, в 2011 году налоги возросли и особенно "зарплатные налоги", - говорит Ольга Пономарёва. -- Поэтому будет наблюдаться тенденция уменьшения фонда оплаты труда в организациях, активизируются "серые" схемы ухода от налогов. Многие проведут оптимизацию за счет сокращения штатных единиц и переоформления непрофильных функций организации в пользу профессиональных участников рынка: юристов, бухгалтеров, налоговых и IT-консультантов и пр. Налоговики, безусловно, отреагируют на такие попытки снижения налогов со стороны бизнеса. Активизируется российское ноу-хау - "зарплатные комиссии", на которых инспекторы будут настоятельно "просить" налогоплательщика пересмотреть заработную плату сотрудников в сторону увеличения".