Гражданская война в Ливии и ситуация в других странах региона оказывает "триединое" влияние на экономику и внешнеэкономическую политику России. Во-первых, растут без того высокие нефте- и газовые цены. Во-вторых - повышается роль РФ в обеспечении европейского спроса на топливное сырье. А в-третьих, могут пострадать экономические интересы РФ в Ливии - наиболее нефтегазообеспеченной стране Магриба.
Нефтяные же котировки уже превысили $ 105 долл. за баррель и, по экспертным прогнозам ОПЕК, в начале марта могут достичь $ 108-110. Ввиду беспорядков на "нефтегазовом" Арабском Востоке, особенно в Ливии. Потому что она - крупнейший поставщик нефти и особенно газа в Европу.
Доля ливийских поставок почти достигает 15% в нефте- и газопотреблении Евросоюза. А с учетом ввоза того же сырья из соседнего Алжира, где все более неспокойно, доля нефти и газа Магриба в Европе - минимум 20%.
С одной стороны, это ведет к росту спроса на российский газ в Европе, который падал с 2009 года (см. карту). Но с другой - с 3 марта вводится так называемый "Третий энергетический пакет" Евросоюза. Этот документ нацелен на то, чтобы страны-поставщики, во-первых, не могли контролировать поступление энергосырья самим потребителям в Европе. Во-вторых - для отстранения стран-поставщиков от цен сбыта газа на европейском рынке. А в-третьих - для ограничения долгосрочных контрактов по экспорту-импорту газа, в которых минимум на 10 лет фиксируются высокие цены на газ. Заметим, что РФ поставляет газ в основном по долгосрочным контрактам.
Но получить убытки Россия может и в самой Ливии. Так, в канун ливийских событий "Газ-пром" и итальянская ENI подписали в Риме соглашение о совместной разработке крупных запасов на севере Ливии (проект Elefant). Осваивать газ вблизи границы Ливии с Тунисом (проект "Гадамес") намечает "Татнефть". Тот же "Газпром" участвует в проекте вместе с германской Wintershall по добыче 5 миллионов тонн ливийской нефти. Российский бизнес участвует и в освоении ливийского шельфа, где общие запасы нефти и газа лишь на четверть меньше, чем в бассейне Персидского залива. Железнодорожная сеть Ливии тоже развивается с российской помощью. Сами ливийские ведомства оценивали экономические интересы России в Ливии более чем в $ 70 млрд.
"Чем больше факторов ожидания, тем больше риски", - полагает начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев. Дальше, по его мнению, пойдет по цепочке: рост цен на другое сырье, металлы, продовольствие. Плюс резкие колебания на рынке валют. Возможно, все это скажется, как считает А. Иванищев, в начале марта.
А одновременно в ЕС вступает в действие "Третий энергетический пакет", в своем нынешнем виде невыгодный России. Напомним, что он одобрен руководством ЕС осенью 2010-го - до известных событий в Северной Африке. Когда ничего не предвещало возможного срыва поставок из Магриба. И, похоже, расчет был сделан на "сговорчивость" РФ в связи с ростом пропускной способности транссредиземноморских нефте- и газопроводов в ЕС из Северной Африки. И в связи с развитием экспорта сжиженного газа в Южную Европу (и Турцию) из Алжира, Ливии и Египта.
Но события в этом регионе, по прогнозам энергетических ведомств южноевропейских стран, могут на 15-20% повысить южно- и центральноевропейский спрос на нефть и газ из России. Причем ее доля в обеспечении газовым сырьем региона ЕС и без того высокая: свыше 30%.
Поэтому российская сторона не склонна соглашаться с дискриминацией на европейском энергорынке. По мнению главы "Газпрома" Алексея Миллера, Россия и ЕС могли бы подписать "дорожную карту" в газовой сфере до 2050 года. А в "Третьем пакете" возможно снижение инвестиционной привлекательности в проекты по транспортировке газа. Поскольку, по словам А. Миллера, непонятно, кто и на каких условиях будет инвестировать в такие проекты. Он подчеркнул: "Мы ждем недискриминационного отношения к новым транспортным проектам по поставке газа в ЕС".
Валерий Язев, вице-спикер Госдумы , президент Российского газового общества, высказал "РБГ" более категоричное мнение по тому же "пакету": "Мы и наши единомышленники в Европе против того, чтобы передать транспортировку газа независимым операторам. Мы также отстаиваем принцип долгосрочных контрактов, потому что они - основа долгосрочной энергетической безопасности Европы".
Влияние всех этих тенденций и факторов на российскую экономику и внешнюю торговлю, как сообщил "РБГ" директор аналитического департамента "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский, будет многоплановым: "самые большие потери могут понести железные дороги РФ, которые уже прилично вложились в ливийский проект, стоимость которого - до Ъ2 млрд. "Татнефть" ныне добывает в Ливии пока 400 барр. в сутки, так что ежесуточные потери компании могут достичь $40 тыс., а в случае консервации проекта - $20 млн. Нет точной оценки расходов "Газпрома" на разведочные работы, но в любом случае речь идет о десятках миллионов долларов".
Между тем западные и арабские аналитики прогнозируют, что в случае смены ливийского режима передел нефтегазовых богатств Ливии, как и прежде Ирака, будет не в пользу России (из-за ее тесного сотрудничества с режимами М. Каддафи и С. Хусейна). Но, как отметил в своем комментарии для "РБГ" Андрей Дьяченко, портфельный управляющий "Альфа-Капитал", "в Магрибе работают крупнейшие мировые игроки нефтегазового рынка, с ними у российских компаний имеются долгосрочные совместные проекты. Открытый "передел" может быть экономически менее выгодным, чем укрепление связей с этими компаниями в новых проектах в Ливии и Алжире. Но дестабилизация в регионе теоретически приведет к увеличению экспорта нефти и газа из России, что уже впрямую увеличит доходы ее госбюджета. И в большей степени это связано с европейским рынком газа".
По мнению А. Дьяченко, если поставки из РФ можно оценить в 100 млрд кубических метров газа в год, Алжир с Ливией - примерно 60. Пока положение в этих странах будет неопределенное, цены на энергоносители имеют существенный стимул для роста. А на уровень цены газа в Европе, как полагает А. Дьяченко, может повлиять и Норвегия, если она быстро компенсирует выпадающие поставки газа из Магриба.