Минэкономразвития разработало минимальный стандарт инвестиционной деятельности для регионов. Программа предусматривает восемь приоритетных направлений, включая установку прямой связи губернатора с крупными инвесторами.
Стандарт подготовлен для улучшения инвестиционного климата в стране. Основная задача - привести к единому формату разрозненные программы, действующие в разных регионах. Кроме того, появление стандарта поможет им оценить реальный уровень своей инвестиционной привлекательности, которую на местах иногда путают с инвестиционным потенциалом. До сих пор каждый шел по своему пути, в зависимости от желания и возможностей. Ведь кому-то даже реклама не нужна - за регион, например, говорят его сырьевые богатства. А если их нет?
Как удержать капитал
- На мой взгляд, сложно ввести единый стандарт для всех регионов, - считает заместитель председателя регионального правительства Юрий Парахин. - Давайте сравним, например, Орловскую область с Ханты-Мансийским округом. Основу экономики этого региона составляют добывающие предприятия, а у нас - предприятия реального сектора. То есть совершенно разные условия и потенциал. По мнению Юрия Парахина, необходимо искать комплексные механизмы решения проблем, сдерживающих инвестиции.
Например, аграрная Орловщина не относится к числу регионов, у которых от инвесторов нет отбоя. Многие годы отбор тут велся, что называется, точечным методом. Инвестора приводил губернатор, а затем под него принимались законы. Его освобождали от налогов, выделяли участки и помогали с кредитами, в том числе под бюджетные гарантии. Примерно того же требует и министерский стандарт. Ведь лучшего способа разрекламировать инвестиционный потенциал, чем создать льготные условия для бизнеса, не придумаешь.
Поэтому регионам советуют завлекать инвестора различными преференциями, снижением административных барьеров и развитой инфраструктурой, а также создать эффективную законодательную базу. И тут пример Орловщины показателен. Преференции - едва ли не единственный способ для нее привлечь инвестора. Но региону не хватало закона, который четко регламентировал бы правила игры. Условия оговаривались "в верхах" и не всегда устраивали инвестора. Из-за этого Орловщина упустила ряд выгодных проектов, которые "ушли" в соседние регионы, в том числе в инвестиционно благополучную Калужскую область.
- За последние два года мы приняли ряд законов, которые, надеемся, повысят инвестиционную привлекательность нашего региона, - говорит председатель облсовета народных депутатов Иван Мосякин. - Это прежде всего закон о понижении ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет. Для инвесторов, осуществляющих деятельность на территории области, уровень возможного снижения такой ставки составит 4,5 процента.
На прямой связи
Вместе с законами изменен подход к привлечению инвестора. Если раньше ему говорили: "Приходи и будем договариваться", то теперь с условиями он может ознакомиться не выходя из своего офиса. Достаточно посетить в Интернете сайт "Инвестиционное представление Орловской области". Там можно узнать о возможных преференциях, о свободных производственных площадках, инфраструктуре, рабочей силе, транспортных магистралях, стоимости сырья.
- Блок регионального правительства, занимающегося инфраструктурой, подготовил специальные программы, которые помогут инвесторам, открывающим производство на территории области, - рассказал глава региона Александр Козлов. - Для таких предпринимателей стоимость подключения к сетям энергоснабжения фактически будет сводиться к нулю. Кроме того, в адрес госкорпорации нанотехнологий направлена наша заявка о наличии свободных производственных площадей.
Однако стандартный подход вряд ли придаст дополнительную привлекательность, ведь конкуренты занимаются тем же. В министерстве это понимают и призывают использовать нестандартные подходы. Регионам даже предлагают примеры - можно наладить прямую связь губернатора с инвестором, чтобы последний мог сообщить, какие административные препятствия встают у него на пути. Впрочем, номер мобильного телефона губернатора, как правило, есть у любого крупного инвестора. Значит, следует искать другие ходы.
В Тульской области, например, создали "Центр поиска деловых партнеров". Подобная идея вынашивалась и в Орловской области. Здесь планировали создать электронную базу данных для инвестора. По замыслу операторы такой "биржи" должны отслеживать во Всемирной сети деловые предложения, собирать их в единый портал и сводить возможных партнеров друг с другом. Идея родилась несколько лет назад, но не была реализована. Сейчас ее пытаются реанимировать.
Другой "нестандартный" ход, который предлагают опробовать на Орловщине, - возрождение промышленной кооперации. Речь идет не только о налаживании утраченных когда-то производственных связей, но и о простой взаимопомощи. Например, власти призывают прекратить превращать обанкротившиеся заводы в офисные и торговые центры. Если на одном предприятии освобождаются производственные площади, почему бы не предложить другим заводам разместить там свои цеха? Все-таки торговый центр на ровном месте построить проще и дешевле, чем завод.
- В таких условиях особое значение приобретают вопросы снижения энергетических затрат и повышения эффективности деятельности предприятий, - считает член "Совета руководителей промышленных предприятий Орловской области" Юрий Юрьев. - Предприятиям необходимо внедрение передовых технологий и развитие инновационной деятельности. Только решение этих задач позволит сформировать благоприятные условия для развития и повышения конкурентоспособности производства.
Себя показать
"Совет руководителей промышленных предприятий" был создан в регионе совсем недавно. В его состав, помимо промышленников, вошли чиновники. И это тоже один из способов налаживания прямой связи между властью и инвестором, то есть шажок на пути к созданию благоприятной административной среды, о которой говорит министерский стандарт. Кроме того, члены совета будут привлекаться в качестве экспертов к работе над законами, делиться опытом и помогать друг другу в поиске деловых партнеров.
При этом власти настоятельно рекомендуют обратить внимание на зарубежные компании и даже помогают с рекламой. Например, на днях Орловщина презентовала свой инвестиционный потенциал в Доме приемов МИДа в Москве. Мероприятие собрало свыше 80 послов, а также представителей крупных российских и зарубежных компаний.
- В прошлом году поступил заказ из Италии, и чтобы его выполнить, цеху металлокорда пришлось осваивать новую технологию изготовления проволоки, - рассказывает руководитель кордового направления производственной компании Игорь Шульгин. - В конце прошлого года пробная партия проволоки была отправлена заказчику. Он остался доволен качеством и решил продолжить сотрудничество. Раз наша продукция пользуется спросом у европейских клиентов, значит, мы выбрали верное направление модернизации производства.
P. S.
Еще один важный аспект министерской программы - поведение чиновников. Общее мнение таково, что его надо менять. Однако ломать сложившиеся стереотипы довольно сложно. И тут тоже подход должен быть нестандартным. Например, в Орловской области в прошлом году провели эксперимент. Глав администраций на местах обязали составить инвестиционные паспорта своих городов и районов. Выяснилось, что многие из них понятия не имеют о том, что такое инвестиционная деятельность. Метод помог. Составляя паспорта, чиновники невольно научились тому, чему их долго не могли научить.