02.03.2011 00:07
Культура

Иван Максимов: Анимация в России находится на грани вымирания

Почему российская анимация оказалась на грани вымирания
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №43 (5419)
Читать на сайте RG.RU

В Америке - "Симпсоны" и "Дисней", в Японии - армия рисованных трансформеров и воинов в матроске.

А когда речь идет о российской анимации, вспоминаются Чебурашка и Винни-Пух, уже отметивший свое сорокалетие. О судьбе современного российского анимационного кино на родине и за рубежом корреспонденту "РГ" рассказал участник фестиваля Берлинале известный аниматор Иван Максимов.

Российская газета: В этом году вы второй раз участвовали в Берлинале - в программу вошел ваш новый мультфильм "Приливы туда-сюда". Нашу анимацию ценят за рубежом?

Иван Максимов: Да, нас высоко оценивают. Российская школа анимации входит в число лучших вместе с французской, английской, немецкой.

РГ: Отчего так получается, что в самой России об этом мало кто знает?

Максимов: Речь ведь о фестивальном кино, оно проходит мимо массового зрителя. Во Франции проходит фестиваль анимационного кино Annesy - огромный по масштабам. Участники и зрители съезжаются со всей страны. Аналогов ему, собирающих такое количество зрителей, пожалуй, нет. В основном фестивали предназначены для профессионалов. Не только анимационные, любые. Но если полнометражное игровое кино имеет огромные бюджеты и прокат, и рано или поздно зрители могут сами посмотреть отмеченные на фестивале фильмы, то короткометражные и анимационные фильмы этим похвастаться не могут. Их, конечно, можно посмотреть в Интернете, но для этого нужно знать, что искать. Причем в жанре короткометражного кино шедевров гораздо больше, чем в полнометражном, но о них никто не знает.

РГ: То есть Чебурашку сегодня заменить нечем?

Максимов: Если у авторов есть возможность, то они, конечно, предпочтут снимать фестивальное кино. Чебурашка - совсем другая работа, это выполненный на заказ мультфильм для определенной целевой аудитории, для детей. В этом его смысл и ценность. Если бы мне заказали делать кино для детей, я бы его и делал. Но заказная продукция стоит дороже - больше ответственности, сложнее работа. Кроме того, она отвлекает от свободного творческого полета. Поэтому, чтобы у Чебурашки появилась замена, нужна специальная программа, финансирование, которое привлечет лучших режиссеров. Их, к слову, очень немного на сегодняшний день, большинство просто не умеют создавать мультфильмы для детей. Тех, кому я лично доверил бы такую работу, - по пальцам пересчитать.

РГ: Кто сегодня заказывает мульфильмы?

Максимов: Никто не заказывает. Государственная поддержка отрасли почти сведена на нет. Поэтому сегодня и встает вопрос о том, что анимация в России находится на грани вымирания. Других источников финансирования в нашей стране никогда не было.

РГ: Наша анимационная школа входит в число лучших, но мир "порабощен" японским аниме.

Максимов: В Японии анимация - это бизнес, приносящий огромные доходы. Наши аниматоры частенько слышат в свой адрес: посмотрите, сколько японцы зарабатывают на своих картинках, а вы только сидите и стонете - ищите инвесторов, продавайте продукт... Для меня, например, все эти разговоры - пустой звук, я не занимаюсь бизнесом. Я занимаюсь искусством, а оно никогда не зарабатывало и не будет. Все лучшие художники, которых мы знаем, не старались угодить публике, не искали инвесторов и умирали в нищете.

Кино и ТВ