02.03.2011 00:07
Культура

Опера Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" дала старт фестивалю "Золотая маска"

Челябинский "Лоэнгрин" дал старт фестивалю "Золотая Маска"
Текст:  Лариса Барыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №43 (5419)
Читать на сайте RG.RU

Из числа немосковских музыкальных спектаклей-номинантов "Лоэнгрин" Челябинского театра оперы и балета выглядит, пожалуй, самым дерзким проектом: Рихард Вагнер в наших краях - по-прежнему редко исполняемый автор.

Лишь в Мариинском театре Гергиев собрал многое из его антологии, в афишах других столичных трупп названия опер великого немца появляются спорадически. В провинции все усугубляется отсутствием необходимых голосов и оркестровых музыкантов, нужного качества инструментов, да и просто традиций, в Челябинском театре, например, Вагнера поют впервые. Так что интерес к спектаклю был огромный: желающих посмотреть, как сочетаются Вагнер, да еще на языке оригинала и российская музыкальная реальность, собралось немало, лишний билет спрашивали еще - на подходах к "Новой Опере".

Огромную оперную махину, в которой задействованы сотни людей, очень трудно сходу приспособить к новым условиям. Ожидания челябинский Вагнер в целом оправдал, атмосфера некоторого скептицизма развеялась к концу первого действия. Главный дирижер театра Антон Гришанин продемонстрировал хватку настоящего лидера и задатки серьезного музыканта. Вагнер в его трактовке вышел необыкновенно увлекательным и завораживающе медитативным. Оркестр, за исключением первого акта, где шла притирка к акустическим параметрам и поиск необходимого баланса, звучал ровно, слаженно, особенно поражая возможностями медной группы. Под стать оркестру звучал и хор.

Возможно, более дискуссионна работа Андрея Сергеева, выступившего в качестве и режиссера, и художника. Мизансцены и костюмы развивают символику креста, средневековая легенда предстает в бело-черной оппозиции сил света и тьмы, приближая жанр постановки к мистери. Во всех его простых и ясных метафорах просвечивает наивность, свойственная мифологическому нарративу. Кому-то такой подход может показаться несколько старомодным, но музыка не маскируемая параллельным сюжетом, целиком забирает свою власть, а в случае с Вагнером - это именно то, что нужно.

Еще в момент премьеры Челябинск выставил целых два состава собственными силами взращенных солистов (это при том что главные театры страны сегодня без приглашенных певцов не в состоянии сыграть ни одного спектакля!). На столичном показе особенно отличились Наталья Заварзина (Эльза), жаль не певшая так звонко и трепетно на стадии отбора, и Федор Атаскевич (Лоэнгрин) - обладатель редкого по качеству тенора. Кстати, он, как и еще один номинант "Маски" Сергей Гордеев (Тельрамунд), сегодня уже поют в других труппах. И это еще одна печальная примета российской оперной жизни, в которой финансы решают не все, но многое.

Челябинский спектакль появился в очень важный момент: с одной стороны он идет явно против течения, в противовес мейнстриму. С другой стороны - эйфория от безудержных экспериментов в оперном жанре поутихла, само понятие режиссерского театра, к сожалению, у кого-то теперь вызывает стойкую аллергию. Южно-уральский "Лоэнгрин" - не альтернатива ему, но один из возможных вариантов интерпретации знаменитой музыкальной партитуры.

Театр