03.03.2011 00:20
Культура

Четыре столичные выставки, которые стоит посетить в марте

Четыре столичные выставки, на которые стоит сходить в эти дни
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №45 (5421)
Читать на сайте RG.RU

Царская охота - в бронзе

В Школе акварели Сергея Андрияки открылась выставка "Николай Либерих. Скульптура и графика". Экспозиция работ незаслуженно забытого последние сто лет скульптора Николая Либериха (1828-1883), считающегося основоположником русской кабинетной бронзы, объединяет две частные коллекции - 39 бронзовых скульптур из собрания мецената Алексея Егорова и 22 авторских рисунка из коллекции журналиста и антиквара Константина Журомского.

Первую половину жизни Либерих - офицер Драгунского полка, немец, никогда не выезжавший за пределы России, - посвятил службе, однако всегда увлекался лепкой и рисунком. После завершения военной карьеры лейб-гвардии полковник записался в ученики Императорской академии художеств, где его наставником был знаменитый в те годы барон Клодт. В 1857 году Либерих получил от Академии за свою работу "Мазепа" серебряную медаль, в 1859 году за "Смерть польского гусара" был удостоен звания почетного вольного общника Академии, а в 1861 году за "Сцены охоты" возведен в звание академика. Именно скульптурами Либериха, отличавшимися редкостным жизненным правдоподобием и точностью, Россия впервые была представлена на крупнейших международных художественных выставках в Вене, Париже, Лондоне.

Одна из самых известных его работ - "Лисинский медведь" (см. фото), создана автором под впечатлением от реального случая, произошедшего с Александром II во время охоты в 1865 году близ Лисино, что в 50 км от Петербурга. Именно этот медведь напал на егеря, подмял под себя, и лишь выстрел императора спас того от смерти. (А в 1872 году медведь, неудачно поднятый из берлоги, напал уже на Александра, но был убит егерем, что современники сочли чудесным избавлением импрератора). Любопытно, что "Лисинский медведь" считался утерянным в годы Второй мировой и лишь чудом попал в коллекцию Алексея Егорова.

Создавал Либерих скульптуры и в жанре подарков для высокопоставленных лиц. Из декоративных "кабинетных" предметов на выставке представлены лампы и подсвечники с волками у сухих пней, нож для разрезания бумаг с рукояткой в виде медвежьей лапы, композиция "Медведица с медвежатами", образующая группу вокруг чернильницы, и еще много диковинных предметов, которые мастер исполнял по заказам.

О реальности XIX века, кажущейся сегодня удивительной, свидетельствует и графика Либериха. К примеру, автопортрет скульптора на рыбалке, куда он отправлялся непременно во фраке и цилиндре.

Школа акварели Сергея Андрияки: Гороховский переулок, 17. Тел. (495) 632-18-17

Сны Феллини

Московский дом фотографии представляет выставку "Феллини. Гранд-парад". Проект задуман как исследование личности режиссера Федерико Феллини. Экспозиция строится на образах, которые его вдохновляли, о которых он мечтал, которые создавал. В фотографиях и рисунках, обложках журналов и афишах, отрывках из фильмов, кинопроб, любительском кино оживают любимые темы Феллини: мюзик-холл и цирк, карикатура и романы-фотографии, морские чудовища и рок-н-рол, реконструкция реальности на студии "Чинечитта", женщина во всем ее многообразии, двусмысленность религиозного чувства, реальность, испытанная воображением, психоанализ и сны.

Многие фотографы дружили с Феллини и сопровождали его, когда он работал над фильмами. Отдельное место в экспозиции занимают цветные фотографии Поля Рональда к фильму "8 с половиной" и неопубликованные работы Деборы Бир к фильмам "Город женщин", "Джинджер и Фред" и "Пароход плывет".

Между 1960 и 1990 гг. по совету психоаналитика Феллини рисует и описывает свои сны в двух больших альбомах - "Книгах снов". Альбомы представлены впервые.

Вместе с "Книгой снов" выставлена подборка частично не опубликованных рисунков Феллини, своего рода подготовительных этюдов.

Московский дом фотографии: Остоженка, 16.

Тел. (495) 637-11-00

Художники, объединяйтесь!

В "Манеже" 5 марта открывается V Московский международный фестиваль искусств "Традиции и современность", впервые проходящий под эгидой ЮНЕСКО.

В этот раз на выставке - все тенденции современного искусства в работах 200 живописцев, фотографов, графиков и скульпторов, мастеров прикладного искусства не только из России, но и из Франции, Италии, Германии, Греции, США, Румынии.

Главное - на фестивале можно увидеть, чем занимаются молодые художники со всего мира, но будут и уникальные работы всемирно известных художников. Например, в "Манеж" привезут гобелены бельгийского художника Эдмонда Дюбранфо, который всю жизнь посвятил возрождению искусства гобелена в Бельгии. Его работы представлены в постоянной экспозиции Лувра.

Советуем обратить внимание на работы известной российской художницы Наталии Овсиенко, выставка картин которой недавно с успехом прошла в индийском Мумбаи, фотографа, лауреата премии "Золотой пегас России" Сергея Анисимова, а также на проект "Кошки" анималиста Валерия Малеева. Свои новые работы на фестивале представит и Василий Нестеренко, чей стиль известен посетителям Третьяковской галереи и музея в Царицыно.

Из необычного - акварели нашего бывшего соотечественника Миши Ленна, который сейчас живет в Бостоне (проект "Отражения"). Ленн сам создал свой фирменный стиль работы с акварелью, который оценили частные коллекционеры, в т.ч. Вячеслав Зайцев и Вячеслав Фетисов. Будет представлен и спецпроект - "Великая Россия", объединивший искусство России и стран ближнего зарубежья.

Традиционно в рамках фестиваля покажут коллекцию уникальных кукол из музейных, галерейных и частных собраний.

Выставочный зал "Манеж": Манежная площадь, 1.

Тел. (495) 926-28-28

Реальность плаката

В Галерее Леонида Шишкина открывается выставка графики Владимира Штраниха - народного художника, мастера эпических пейзажей и жанровых сцен. Однако на экспозиции - совсем другие произведения Штраниха - плакаты 1920-1930-х годов. С 1924 по 1937 год Штраних был штатным художником "Рабочей газеты". Эскизы плакатов, макеты журнальных обложек и газетных полос, авторские шрифты, созданные им - образец конструктивистской эстетики и одновременно ценный документ эпохи, когда цвет и форма становились средством психологического воздействия и массовой агитации. Штраних создавал и первую советскую рекламу.

Владимир Штраних начинал свою карьеру в качестве живописца и театрального художника, работал вместе с Константином Коровиным над декорациями для Большого театра, однако известность ему принесла газетно-журнальная графика, причем Штраних в 1920-е годы сменил не только сферу деятельности, но и изобразительную манеру. Его привлекла эстетика конструктивизма.

Галерея Леонида Шишкина:

Кутузовский проспект, 2/1,

стр. 1. Тел. (495) 229-83-21

Арт