03.03.2011 00:20
Общество

Почему курсы по повышению квалификации для чиновников неэффективны

Почему курсы по повышению квалификации для чиновников неэффективны
Текст:  Наталия Швабауэр (обозреватель "РГ")
Российская газета - Экономика: Образование и карьера №44 (5420)
Читать на сайте RG.RU

До 1 марта должен быть сформулирован госзаказ на повышение квалификации и дополнительное образование муниципальных и государственных служащих. Почему курсы для чиновников зачастую становятся профанацией, обсудили участники международной конференции "Интеграция науки, образования и производства", состоявшейся в Екатеринбурге.

Сегодня средний возраст уральского чиновника - 50 лет, большинство из них окончили вузы 25-30 лет назад, поэтому нуждаются в обновлении профессиональных знаний. На уровне местного самоуправления проблема еще серьезнее: около шести процентов служащих не имеют высшего образования.

Согласно федеральному закону о госслужбе, чиновник любого ранга обязан проходить курсы повышения квалификации не реже, чем раз в три года. При этом в течение года свой профессионализм должны совершенствовать не меньше 30 процентов служащих. По документам все именно так, на деле же обучение превращается в тусовочное мероприятие.

- Слушатели не получают ответы на узкопрофессиональные вопросы. Зачем, к примеру, финансистам слушать лекции в академии госслужбы, а кадровикам - в экономическом университете? Это фикция, а не повышение квалификации. Большинство приезжает пообщаться, посмотреть Екатеринбург и уехать, не чувствуя никакой ответственности. Хоть одну группу покажите, которая денно и нощно сидит в библиотеке? - критикует сложившуюся практику Виктор Мельников, начальник департамента по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе аппарата полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе.

Сегодня в сфере подготовки чиновников существует целый клубок проблем. Одна из них - отсутствие единых образовательных стандартов для вузов, которые занимаются опережающим обучением муниципальных и государственных служащих. На Урале таких 14, плюс 44 филиала университетов из других регионов. И даже если они создают сборные команды преподавателей под запрос конкретного субъекта РФ, то не могут договориться, кто будет выдавать квалификационные удостоверения.

Масла в огонь подлило слияние Российской академии народного хозяйства и Академии госслужбы (в Екатеринбурге расположен ее филиал). По мнению Вячеслава Скоробогацкого, первого проректора УрАГС, лишь небольшой процент преподавателей из юридического или экономического вуза хорошо понимает специфику госслужбы. "Надо кооперироваться, чтобы качество образования хотя бы не упало", - делает вывод он.

Ситуацию усугубляет то, что тендеры зачастую выигрывают учебные заведения, не имеющие ни материально-технической базы, ни педагогического состава, которые могли бы обеспечить образовательный процесс. Доходит до смешного: победитель конкурса нанимает на исполнение заказа профессоров из проигравших вузов. Такие случаи были зафиксированы в Тюмени, Екатеринбурге, Кургане.

- Целый ряд филиалов московских учебных заведений за 10-12 тысяч рублей продают сертификаты, по сути, все их обучение заключается в анкетировании - слушателю присылают диск и просят ответить на вопросы, - говорит Николай Шиляев, директор Регионального института управления ХМАО - Югры.

Серьезные вузы мало заинтересованы в рынке переподготовки кадров для госслужбы, потому что эти услуги не очень высоко оплачиваются, для большинства муниципалитетов УрФО оптимальная цена - порядка 5000 рублей на человека. Понятно, что за такие деньги профессор не поедет читать лекции. Да и доцент не всякий согласится. Определенным выходом из ситуации может стать создание ресурсных центров в формате автономных учреждений, которые будут получать государственные и муниципальные задания по подготовке и повышению квалификации служащих.

Для решения проблем в сфере подготовки кадров для госслужбы в 2010 году в УрФО была зарегистрирована ассоциация "Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы". "Она должна взять на себя координацию и оценку качества учебных программ, создание единой системы консультирования по вопросам госслужбы. Нужно четко определить: кого, чему и в каком количестве учить? Нужно создать банк данных преподавателей. Все это позволит оптимизировать расходы, - комментирует Виктор Мельников.

Одна из важнейших задач ассоциации - выявление "звезд" среди кадрового резерва. По статистике, сегодня назначения из него не превышают 15 процентов. При этом резервисты теряют всякий интерес к госслужбе, если за 3-5 лет им не находят должность.

Образование