03.03.2011 00:10
Общество

Управлять транспортным потоком будет электронный мозг

Управлять транспортным потоком будет электронный мозг
Текст:  Лариса Ионова
Российская газета - Экономика: Образование и карьера №44 (5420)
Читать на сайте RG.RU

Молодой ученый из Таганрога Дмитрий Голубчиков разработал инновационную систему учета пассажиропотока. Теперь вместо того чтобы создавать сложные компьютерные программы, достаточно использовать искусственные нейронные сети.

Они действуют по принципу биологических нейронных сетей - сетей нервных клеток живого организма, наподобие процессов, протекающих в человеческом мозге.

Нейронные сети - далеко не новое слово в науке, но именно в Таганроге нашли им практическое применение.

Свой проект автоматизированной системы управления автотранспортным предприятием с функцией учета пассажиропотока Дмитрий Голубчиков - ассистент кафедры радиоэлектронных средств защиты и сервиса факультета информационной безопасности Таганрогского технологического института ЮФУ - представил на втором Молодежном инновационном Конвенте Южного федерального округа. И победил в номинации "Лучший инновационный проект".

- В случае со сбором материала для изучения пассажиропотока мы имеем дело с огромными, беспрерывно меняющимися числами: люди входят в автобусы, выходят, и этот процесс продолжается в течение всего дня, - рассказывает Дмитрий Голубчиков. - Преимущество нейронных сетей перед традиционными алгоритмами - это их способность обучения. То есть они не программируются в привычном смысле этого слова.

Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами. Сетям достаточно задать пример и результат, и в процессе обучения нейронная сеть способна сама строить логические связи, выявлять сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполнять обобщение. Применение обучаемых нейронных сетей для решения задачи учета вошедших и вышедших пассажиров снижает вероятность ошибки распознавания до единицы на 500 человек.

По словам разработчика, он впервые применил в проекте искусственный нейрон нового класса, что позволило достичь столь малого уровня ошибок.

Идея разработки системы учета пассажиропотока, как и многие инновационные идеи, родилась в результате беседы Дмитрия с владельцем небольшого бизнеса по пассажирским перевозкам с использованием маршрутных такси. Коммерсанта интересовали соблюдение графика движения и подсчет количества перевезенных пассажиров за день каждым водителем, поскольку это напрямую связано с эффективностью отдачи инвестиций, вложенных в предприятие.

Система, которую разработал Голубчиков, включает сервер сбора и обработки данных, мобильные блоки и клиентское программное обеспечение. Мобильные блоки устанавливаются в маршрутных такси и осуществляют с помощью датчиков подсчет вошедших и вышедших из маршрутки пассажиров, определение местоположения автомобиля и передачу данных через каналы связи на сервер.

В итоге обработанные результаты помогут определить эффективность и востребованность того или иного маршрута. Бизнесменам - подсчитать возможные прибыли и точки приложения затрат. Властям - планировать новые маршруты, в том числе и социальной значимости.

Наука Ростовская область Юг России